Любовь и соколы

Эксцентричная, но второсортная антивоенная трагикомедия Эмира Кустурицы, которая ничего не добавляет к тому, что режиссер уже сказал о войнах в Югославии

Рецензии

В конце войны в бывшей Югославии сербский молочник Коста (Эмир Кустурица) возит свой товар солдатам на фронт, который проходит прямо по деревне Косты. Тем временем его суженая Милена (Слобода Мичалович) покупает в центре для переселенных лиц невесту для своего брата, известного военного. Женщина надеется устроить сразу две свадьбы. Купленная невеста оказывается итальянкой с югославскими корнями (Моника Белуччи). Коста вскоре в нее влюбляется, и она отвечает взаимностью, но приготовления к двойному торжеству идут своим чередом. Внезапно в деревню прилетают британские спецназовцы, которые хотят убить итальянку и всех, кто ее знает, за то, что женщина некогда дала показания против их генерала. Косте и итальянке приходится спасаться бегством.

Кадр из фильма "По млечному пути"

Кадр из фильма "По млечному пути"

Это первая полнометражная художественная лента Эмира Кустурицы со времени вышедшего в 2007 году «Завета»

Войны 1990-х – главное событие в истории Югославии последних десятилетий, и знаменитый Эмир Кустурица уже в третий раз обращается к этой больной теме. Что интересно, он всякий раз отходит все дальше от политики. Если его первая картина на военную тему «Подполье» была весьма политизирована, а его вторая военная лента «Жизнь как чудо» стремилась быть подальше от политики и поближе к личным переживаниям, то в «По млечному пути» политики практически нет.

Война в новом фильме Кустурицы предстает бессмысленным и беспощадным безумием, которому противится даже природа в лице соколов и змей, помогающих Косте и мешающих его врагам. С войной можно мириться, от войны можно бежать, но желать войны и участвовать в ней абсурдно. К несчастью, война добирается даже до тех, кто, как бывший музыкант Коста или его итальянская возлюбленная, не желает иметь с ней ничего общего. Жестокая ирония судьбы – герои переживают войну и дотягивают до перемирия, но попадают как кур в ощип по вине британских миротворцев. Которые, казалось бы, должны наводить порядок, а не устраивать бойню.

Кадр из фильма "По млечному пути"

Кадр из фильма "По млечному пути"

В отличие от своей спортивной героини, Слобода Мичалович в юности занималась не гимнастикой, а оперным пением

Если не считать эпилога, действие которого развивается в наши дни, «По млечному пути» делится на две половины. Первая половина фильма вызывает в памяти картины вроде «Черная кошка, белый кот», поскольку это энергичное и пропитанное абсурдистскими деталями описание жизни в деревне, населенной причудливыми и колоритными личностями вроде ушлой бой-бабы Милены – бывшей чемпионки Югославии по гимнастике, которая до сих пор любит вставать в гимнастические стойки. Коста и итальянка на общем фоне предстают едва ли не самыми нормальными личностями, хотя у них есть свои причуды.

Затем, после прибытия британских убийц, фильм превращается из комедийной мелодрамы в погоню, и начинается вторая часть ленты, куда более кровавая и одновременно волшебная. Так, в одной из сцен загнанные на высокое дерево герои вдруг попросту улетают от врагов, а в другой сцене помогающие Косте соколы сдувают крыльями британцев с горы, где спасаются Коста и итальянка.

Кадр из фильма "По млечному пути"

Кадр из фильма "По млечному пути"

Как обычно у Кустурицы, все это выглядит красиво и необычно, и главные роли исполняют яркие актеры – начиная с самого режиссера, который в последние годы чаще оказывался перед объективом, чем в кресле постановщика. Но чем дольше смотришь «По млечному пути», тем яснее становится, что режиссеру толком нечего сказать, кроме очевидных банальностей об отвратительности войны и всепобеждающей любви. Стиль Кустурицы на месте, а вот занятное содержание улетучилось, и потому в памяти застревает не фильм в целом, а отдельные, самые странные и эффектные моменты. Скажем, сцены, связанные с огромными настенными часами в доме Милены, которые столь мощны, что затягивают людей в свой механизм.

При этом магические эпизоды по ходу погони разрушают ее драматизм, поскольку исход каждого этапа погони определяется не естественным развитием событий, а левой пяткой режиссера. Захочет Кустурица – героев спасет произвольное чудо. Не захочет – им придется ползать по земле и бегать по минным полям. Где логика? Нет логики. Понятно, на войне ее часто не бывает, но не настолько же!

Пожалуй, самый сильный момент «По млечному пути» – его одновременно интимный и пафосный финал. Концовка ленты столь впечатляет, что начинает казаться, что она оправдывает все слабости предшествующих сцен. Но когда выходишь из зала, это наваждение проходит, и фильм вновь предстает скоплением сильных и второсортных фрагментов без сильной и интересной объединяющей идеи. Хотя даже такой Кустурица – это все же Кустурица, и его фирменное бурное режиссерское воображение ни с кем не спутать.

С 12 января в кино.

22.12.2016 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00