
Евгений Цыганов и Евгения Леонова в ролях молодоженов XIX века.
Роман Льва Толстого «Семейное счастье» многие современники называли лучшим произведением классика — даже несмотря на то, что в нем совсем нет социальной критики, а повествование ведется от первого лица молодой героини. Сам же Толстой был настолько разочарован работой, что решил уйти из литературы. За такой противоречивый текст мог взяться только кинематографист, тонко чувствующий женскую натуру и способный воплотить ее на экране без пошлости, — режиссерка Стася Толстая бросила вызов самой себе.
Маша (Евгения Леонова) знает Сергея Михайловича (Евгений Цыганов) с детства: он был лучшим другом ее отца, а после смерти родителей девочки взял над «Фиялкой» опеку. Из ребенка героиня расцвела в Марию Александровну — статную девушку, живущую в поместье Покровское, словно столичный мир еще не готов увидеть такую красоту. Вдали от города между 37-летним опекуном и юной девицей вспыхивает чувство, ведущее обоих под венец — и не важно, что будут судачить знакомые. Однако влюбленность оказывается слабее ревности, недоверия и других чувств, через которые проходит почти каждая пара.
На позапрошлом ММКФ Стася Толстая, тогда еще Венкова, представила картину «Тайное влечение» — мелодраму настолько вульгарную и грубую, что назвать ее полноценным фильмом не получилось. На выпускнице ВГИКа многие поспешили поставить крест: оно и понятно, ведь за пафосом и пошлостью не видно было режиссерского голоса. И вот спустя два года Стася, словно главная героиня ее фильма, расцветает в проницательную режиссерку, знающую не только киноремесло, но и природу женских чувств. Со сцены кинотеатра Венкова поблагодарила Алексея Учителя и Игоря Мишина, подчеркнув, что без них фильма просто бы не было: «Семейное счастье» стало отличным примером эволюции, которая возможна, если поверить в молодого творца и предоставить свободу.
Картина живет благодаря синтезу старых и новых начал, которые смогли довериться друг другу. Евгений Цыганов, уже давно получивший признание зрителей, стал экранным партнером Евгении Леоновой — будущей звезды с чистым взглядом, воплощением того самого «любеночка», о котором писал Владимир Маяковский. Актерский дуэт, несмотря на явный разрыв в кинематографическом опыте, идеально друг друга дополняет: не зря Толстая перед просмотром предупредила, что имя Леоновой надо запомнить — такой зрители еще не видели. Остальной ансамбль артистов, несмотря на всю экстравагантность — чего стоят только напомаженная Ирина Розанова или рыжеволосая Елена Морозова, — органично вписывается в классический сюжет Льва Толстого. Ни один из элементов картины не выбивается из «Золотого века» — перед нами костюмированная историческая драма. Разве что танцоры на балу у графа, вымазанные глиттером, вызывают легкое недоумение, хоть и появляются всего на пару секунд. Музыкальная составляющая тоже отсылает к современности: саундтрек Олега Трояновского, работавшего над сериалом «Первый номер», с характерным синтезатором гармонично сопровождает светские рауты, а во время танца звучат стихи Якова Полонского.
Еще одним открытием стал Тим Лобов, который до сей поры работал на цветастых проектах вроде «Физрука» и «Женщины против мужчин». С Толстой оператор начал снимать еще в 2020 году — сначала в качестве актрисы в коротком метре Сергея Соловьева «Ути-ути-ути», затем на короткометражной драме самой Стаси «Инсайт». В «Семейном счастье» Лобов воссоздает картинку, появляющуюся в воображении при чтении прозы Льва Толстого, — в сдержанной палитре, с игрой тени и света. На экране появляется симбиоз светлых пейзажей Исаака Левитана, грязных и приглушенных видов Алексея Саврасова, религиозного символизма Михаила Нестерова — проще говоря, полотен, через которые чувствуется русская душа. Можно попытаться поймать «Семейное счастье» на исторических неточностях в бытовой жизни, но если и удастся найти огрехи, то вычислить их негативное влияние на повествование — вряд ли.
Еще в «Тайном влечении» Толстая показала себя как искушенная кинематографистка, жадная до исследования женской души — и тела. Однако если в предыдущей картине изучение происходило интуитивно и грубо, то в «Семейном счастье» в каждом кадре с Евгенией Леоновой чувствуется бесконечная любовь и феминное единение, подвластное не каждому режиссеру. Толстая продолжает говорить о девичьих желаниях и искушениях, но выбирает для этого более утонченный и понятный зрителю язык. И, конечно, будучи современной женщиной, Стася не упускает возможности провести параллели между классикой и нашей реальностью. Тут и матушка, которая к почти сорокалетнему отпрыску относится как к «сыночке-корзиночке», и муж, который бурную ночь считает постыдной опрометчивостью, а не проявлением страсти. Несмотря на весь трагизм истории, благодаря тонкому юмору Толстой у зрителя появляется возможность посмеяться над светскими нравами.
«Семейное счастье» вряд ли встанет в один ряд с «Мастером и Маргаритой» Михаила Локшина или «Пророком» Феликса Умарова — хоть это и экранизация русского литературного наследия, но совсем в другой, не такой пышной тональности. Толстая относится к произведению Толстого со всей бережностью, которую только может позволить себе кинематографист, — ведь всегда найдутся те, кто посчитает очередную экранизацию осквернением классики. Однако «Семейное счастье» умело балансирует между жанровым и авторским кино, сочетая в себе уникальное режиссерское видение и понятные каждому зрителю мотивы. Как завещает Роман Михайлов, надо снимать фильмы о любви, и кому, как не молодой замужней даме, взяться за эту работу — даже если когда-то устами юной влюбленной говорил Лев Толстой.