Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Обзоры

"Надо ли покончить с SOFICA?"

Добавить в закладки

Под таким заголовком майский номер парижского журнала «Кайе дю Синема» (отметившего, кстати, свое 50-летие) опубликовал статью Анн Буллилинш, в которой рассматриваются бытующие сегодня в кинематографических кругах мнения по поводу необходимости реформы одной из разновидностей субсидирования кинопроизводства во Франции под названием SOFICA (что расшифровывается как «Общество для финансирования кинопромышленности и аудивизуальных средств»).
Созданные в 1985 году, когда прокатчики отказались принимать участие в финансировании кинопроизводства, первые СОФИКА, несомненно, сыграли свою скромную, но важную роль в спасении французского кино. Сегодня их число существенно выросло – до 16-ти, и только в 2000 году они выплатили на постановку 80 картин 256 млн франков возвратных ссуд продюсерским компаниям страны. Размер этих ссуд различный – от 800 тыс. франков за последний фильм Жака Риветта «Поди знай», участвовавший в 54-м МКФ в Каннах, до 15 млн на уже известный нам блокбастер «Братство волка» предоставила одна из СОФИКА – «Натексис» (половина ее бюджета). А в среднем размер этих ссуд колеблется от 2,5 до 4 млн франков, что немаловажно, особенно для формирования сметы недорогого фильма.
Журнал «Кайе дю Синема» рассказывает, какие сложности были у продюсера нового фильма Отара Иоселиани «В понедельник утром» Пьера Гриза. Сначала бюджет фильма составлял 25 млн франков. Но эту сумму не удавалось собрать, и тогда смета была сокращена до 21 млн. И несмотря на то, что независимый глава «Пьер Гриз Продюксьон» получил субсидию от Национального киноцентра под будущие сборы от Европейского фонда «Эйроимаж», не говоря о личных вкладах французского сопродюсера и его итальянского коллеги, проект постановки за две недели до начала съемок в Италии повис в воздухе. На помощь пришли две СОФИКА, благодаря которым удалось сбалансировать бюджет фильма.
Как отмечает журнал, без СОФИКА кинематографу Франции сегодня трудно обходиться: «Их никак не обойдешь, а они проявляют жадность, которая бьет по карману продюсеров, – пишет Анн Буллилинш, – того же Пьера Гриза, который вряд ли сумеет вернуть в полной мере вложенные в эту постановку средства, как до сих не вернул 100 000 франков из суммы, которую взял 11 лет назад для картины Жака Риветта »Прекрасная сборщица орехов«. Так что можно понять слова его сотрудницы Мартин Мариньяк: »Два таких фильма – и можно закрывать лавочку«.
Все это ведет к серьезным нареканиям со стороны продюсерского корпуса, особенно независимых, положение которых за последнее время существенно осложнилось, хотя глава ЮНИФРАНС и крупный продюсер г-н Даниель Тоскан дю Плантье не так давно, после вручения »Сезаров« в марте, писал на страницах »Либерасьон«: »Итоги года великолепные«. Растут, мол, доходы продюсеров, растет посещаемость: на 24% в первом квартале 2001 г. по сравнению с первым кварталом 2000 года.
Но эти оптимистические итоги не могут скрыть пороки нынешней системы финансирования, о чем та же Мартин Мариньяк говорит: »В то время, как политики защищают идею плюрализма, нынешняя концентрация производства приводит, напротив, к резкому сокращению финансирования, которое ставит независимых продюсеров в затруднительное положение«. Хотя по закону минимум 35% бюджета СОФИКА должны быть использованы на инвестирование независимых кинокомпаний, СОФИКА без труда обходят это требование закона. Национальный киноцентр называет сумму в 96 млн франков (из 256 млн в целом), которые пошли на »независимые« инвестиции. Но и эта сумма ставится под сомнение, хотя финансовый и юридический директор НКЦ Ким Фам считает, что »независимость – это динамичное понятие«. Любопытно, что НКЦ отказывается назвать подробный список кинокомпаний, получивших инвестиции СОФИКА. »К недостаткам контроля со стороны НКЦ, – пишет автор «Кайе дю Синема», – добавляется проблема дефиниции: совместные постановки не принимаются в расчет, к тому же положение «банковских» СОФИКА очень туманное. Условия их деятельности и исполнения своих обязательств определены в уставах. Но терминология этих уставов у разных СОФИКА разная и держится в тайне«.
Со своей стороны, профсоюз независимых продюсеров осуждает »булемию«, то есть проявление жадности со стороны СОФИКА. Тем более, что помимо различных возможностей возмещения своих расходов, там пользуются также »бонусами« проката – »премиями« (10-12% с суммы займа). Пока продюсеры не вернули долги, СОФИКА ежегодно проводят их индексации (порядка 8%), и таким образом этот долг все растет, несмотря на приток денег (от проката в кинотеатрах, продаж за границу, видео, первого и повторных выпусков на ТВ). Многие продюсеры независимых компаний все время в долгу, как в шелку.
Двойная роль СОФИКА – как банкира (индексации) и продюсера (премиальные и доплаты) – усилилась после того, как они стали кооперироваться с финансовыми группами. К таким группам в 2001 г. примкнули 4 из 6-ти самых крупных и деятельных СОФИКА: »Стюдио-Имаж« и »Жимаж« – к »Вивенди-Юниверсл«, »Софинержи« – к крупной кинокомпании »ЮЖС« и »Франс-Телевизьон Имаж«, и таким образом пользуются беспроцентными займами для своих »домашних« продукций. Две другие – »Кофимаж« (»Депозитная касса«) и »Натексис Народный банк« именуются »банковскими« СОФИКА. Официально »независимые«, они тоже поддерживаются время от времени некоторыми финансовыми группами. К тому же их инвестиции (обычно самые высокие) часто перекупаются крупными рыночными бонзами. »Если нас лишат премиальных, мы прекратим свою деятельность«, – говорит Мод Леклер (»Софинержи«). По ее словам, успех некоторых фильмов едва покрывает провалы других, и доходность ее СОФИКА держится на тонкой нити. Но этому никто не верит.
»Так надо ли ликвидировать этот газовый завод, который приносит бесплатно деньги банкам, финансовым группам, расширяя их господство во французском кино?« – задает вопрос Анн Буллилинш, и отвечает: »Три рода аргументов выдвигаются в пользу реформы: будучи альтернативой традиционным методам помощи кино, СОФИКА приносят продюсерам дополнительную свободу маневрирования для финансирования своих фильмов. Тем более, что, в отличие от прямых видов помощи (со стороны того же НКЦ), этой системе не угрожает вмешательство Общего рынка«.
Так что вопрос о реформе СОФИКА хотя и назрел, но пока еще не сдвинулся с места – заключает автор »Кайе дю синема«. В НКЦ пока лишь поговаривают о необходимости увеличить квоту для »независимых«, навязать систему деклараций »под честное слово«, уменьшить размер индексаций или дать продюсерам преимущественное право в оплате »авторских« своих фильмов и др. »Но ни о какой революции не может быть и речи: различные СОФИКА прочно стоят на ногах", – заключает Анн Буллилинш.

Текст: Александр Брагинский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?