Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Поворот на юг

Очередная серия «Паранормального явления» с подзаголовком «Метка дьявола» рекламируется в Штатах как хоррор, ориентированный на «латинских» зрителей. Почему студия Universal изменила «белой» публике и стоит ли ждать появления новых подобных хорроров? Давайте разбираться.

Добавить в закладки
Поворот на юг

Прошедший год был рекордным для Голливуда. Суммарные сборы всех картин, выпущенных в 2013-м в американский прокат, составили 10,9 миллиарда долларов. Без пересчета на инфляцию это лучший результат за всю историю США, и он почти на 100 миллионов долларов больше, чем суммарный американский бокс-офис 2012 года. Тем не менее у голливудских студий есть повод для беспокойства.

Кадр из фильма «Паранормальное явление: Метка Дьявола»

Дело в том, что рост бокс-офиса достигается за счет роста цен на билеты. В прошлом году средний билет обошелся американским зрителям в 8 долларов 5 центов, а в 2009 году средний американский билет стоил всего 7 долларов 50 центов. Что было на доллар больше, чем в 2005 году. Вообще, с 2000-го по 2013-й цена билетов выросла в полтора раза, и это сказалось на посещаемости. Если в 2005 году было продано 1,5 миллиарда билетов, то в прошедшем году – всего 1,35 миллиарда. И социологические исследования показывают, что это падение может продолжиться. Ведь на дворе не 1930-й, и американской публике доступны всевозможные домашние развлечения, которые в перспективе могут начать отбирать у Голливуда не только зрителей, но и деньги.

Однако американский зритель американскому зрителю рознь. И если белые американцы все чаще остаются дома, предпочитая походам в кино видеоигры и телесериалы, то «латинос» (напомним, что так называют живущих в США выходцев из испаноязычной Латинской Америки и их потомков) буквально ломятся в кинотеатры. В 2012 году они, составляя 18% населения страны, купили 25% всех проданных в Штатах билетов. И с каждым годом «латинос» покупают все больше и больше билетов. Это единственный сегмент американского населения, посещаемость которого растет, а не падает.

Кадр из фильма «Паранормальное явление: Метка Дьявола»

С чем это связано? Вопрос отнюдь не праздный, так как если бы речь шла о том, что «латинос» просто не успевают за техническими новинками, то студиям не стоило бы об этом всерьез задумываться. Но те же исследования показывают, что «латинос», наоборот, лучше «белых» разбираются в той технике и тех приложениях, которые покушаются на доминирование Голливуда. Смартфоны, интернет-игры, социальные сети, стриминг – все это «испанцами» давно изучено и освоено. Но в кино они все же продолжают ходить. Почему?

Потому что у них, по статистике, больше друзей и больше родных. И они считают, что поход в кино – отличный способ провести время с близкими. Ведь, с одной стороны, вы все вместе и в комфорте. А с другой стороны, вы можете отвлечься от своих проблем, погрузиться в очередной хит «фабрики грез», два часа не общаться друг с другом и не провоцировать конфликты, почти неизбежные, когда большая семья собирается вместе и начинает перемывать косточки.

Также существенно, что «латинос», постоянно и тесно общающиеся в реальной жизни и в Сети, держат друг друга в курсе киноновинок. А это значит, что направленная на них реклама (в том числе испаноязычная) эффективнее, чем попытки достучаться до более разобщенного «белого» населения.

Кадр из фильма «Паранормальное явление: Метка Дьявола»

Кинотеатральные компании и пиар-агентства уже давно обратили на это внимание, и они учитывают «латинский» фактор в своей работе. Так, когда принадлежащая китайцам вторая по величине американская сеть кинотеатров AMC Theatres решает, стоит ли строить мультиплекс в ранее не охваченном городе или районе, она первым делом интересуется, есть ли в округе значительное «латинское» население. Если есть, то вопрос обычно решается положительно.

В свою очередь, американские кинопиарщики активно окучивают «латинскую» публику и подлизываются к ней так, как не подлизывался никто и никогда. Уилл Смит, например, регулярно дает интервью на вполне приличном испанском языке, хотя не имеет никакого отношения к «латинос». И он такой не один. Если прежде «испанское» продвижение американских лент было сугубой формальностью, то теперь это важная часть их медиастратегии.

Что еще может сделать Голливуд, чтобы потрафить «латинским» зрителям? Для продюсеров, занимающихся грандиозными проектами, ответ прост: чаще задействовать «латинских» актеров и затрагивать культурно значимые для «испанцев» темы. Думаете, Хавьер Бардем просто так, за красивые глаза получил главную злодейскую роль в последней серии «бондианы»? А Мишель Родригес в «Форсаже 6» воскресла не потому, что обаяшка, а потому, что Родригес. Ведь чуть ли не половина американских зрителей этого цикла носит аналогичные фамилии. И Вин Дизель последовательно подчеркивает семейственность героев «Форсажа», чтобы порадовать свою столь же семейственную публику.

Кадр из фильма «Форсаж 6»

Но то создатели эпических блокбастеров, для которых «испанцы», при всей их значимости, лишь малая часть глобальной аудитории. Совсем другое дело – продюсеры и режиссеры малобюджетного и среднебюджетного кино, у которых нет рекламных средств, чтобы достучаться до каждого потенциального зрителя, даже если он живет в Ботсване и ходит в кино раз в три года. Для таких творцов очень важно, как говорят в Америке, «верно выбирать свои битвы». И для них ориентация на «латинских» зрителей – перспективная стратегия. Учитывая, что эта публика пока не избалована вниманием сценаристов и что охватить ее действенной рекламой проще и дешевле, чем любой другой сегмент американской аудитории. Плюс, официальная «заточенность» на «латинос» – приманка для политкорректных «белых» зрителей, которым нравится чувствовать себя выше расовых и культурных преград.

Но вот вопрос – каким должно быть американское кино, предназначенное для «латинос»? С неграми работать просто – показываешь им Тайлера Перри в гриме суровой бабушки Мэдеи и десять лет подряд машешь лопатой в деньгохранилище. Потому что, с одной стороны, смешно, а с другой стороны, трогательно. Ведь у многих негров, ходящих в кино, была такая суровая бабушка (или мама, или тетя). И наоборот, те, кому с бабушкой не повезло, чаще посещают карцер, чем мультиплекс.

Кадр из фильма «Большая счастливая семья Мэдеи»

«Латинос», однако, куда более разнородная аудитория, чем американские негры (если не учитывать понаехавших в последние десятилетия африканских негров, которые на частые походы в кино пока что не заработали). Даже в тюрьмах «испанцы» делятся на две мощные группировки – преимущественно англоязычные «латинос», родившиеся или выросшие в США, и преимущественно испаноязычные «латинос», приехавшие в Штаты в сознательном возрасте. На свободе же различий и того больше. Ведь, например, мексиканцы и аргентинцы – отнюдь не одно и то же. А полностью американизированные семьи заметно отличаются от иммигрантов второго поколения, которые в основном говорят по-английски, но все еще сохраняют связь с «испанской» культурой.

Опять же, для американских негров, которые всегда были и будут меньшинством, привычна и естественна гетто-культура – выгороженный участок «для своих», где нет места другим американцам. Так, на постере вышедшей в 2011 году комедии Перри «Большая счастливая семья Мэдеи» 15 человек без единого «белого» лица, и это воспринимается как нечто совершенно нормальное. Равно как и трансляция в 1990-х подросткового ситкома «Сестра, сестра», где нужно было тщательно прищуриваться, чтобы заметить хотя бы одного белокожего персонажа.

Напротив, «латинос» приезжают в США из стран, где их культура и их звезды были мейнстримом, и гетто-культура для них совершенно неестественна. Они не хотят тусоваться в своем углу. Они хотят быть равноправными гражданами великой страны – и в жизни, и на экране. Поэтому их тянет к картинам вроде «Форсажа», где «латинос» – члены разношерстной, многонациональной команды, и к мультфильмам вроде «Монстров на каникулах», где уроженка Техаса с мексиканскими корнями Селена Гомес озвучивала юную трансильванскую вампиршу и дочь персонажа Адама Сэндлера. И наоборот, сериалы вроде «Американской семейки», где колумбийка София Вергара играет стереотипную туповатую латиноамериканскую красотку, говорящую с заметным акцентом, вызывают у них отвращение, так как Вергара в сериале показана как «чужачка», до конца не прижившаяся в Америке.

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»

Однако проще остановить несущееся стадо бизонов, чем продюсеров, почуявших запах денег. И они старательно нащупывают подходы к «латинской» публике. Одним из основных направлений атаки считаются хорроры, так как это четвертый по популярности жанр среди «испанцев» – после приключенческих блокбастеров, позитивных (преимущественно романтических) комедий и семейных мультфильмов. Хорроры стоят столь высоко, так как, во-первых, латиноамериканская культура полна мистических страшилок, пришедших из католичества и индейских верований, а во-вторых, «латинос» не падки на киножанры, связанные с бестселлерами (фантастика, фэнтези, детективы и так далее). Как говорится, чукча не читатель, чукча – писатель. В Twitter.

Так что, когда стало ясно, что цикл «Паранормальное явление» выдыхается, но все еще сохраняет любовь «латинских» зрителей, зачастую верящих в существование демонов и обожающих потусторонние хорроры, создатели сериала решились на эксперимент и придумали картину о молодых американских «испанцах». Которые говорят без всякого акцента, но живут в «латинском» районе калифорнийского города Окснард и сохраняют определенную связь с «материнской» культурой. Также существенно, что их настигает не сугубо мексиканское проклятие, а нечто такое, что ранее атаковало «белых» американцев. То есть лента не выделяет героев как чужаков, а подчеркивает, что у всех американцев равные права на метку дьявола. При этом, однако, в фильме есть непереведенные реплики на испанском языке, включенные в сценарий специально для того, чтобы зрители-билингвы почувствовали свое преимущество перед теми, кто знает только английский.

Кадр из фильма «Паранормальное явление 4»

Удался ли этот эксперимент? Как сказать. С одной стороны, картина многократно окупилась, и это всегда хорошо. С другой стороны, предыдущие «Явления» меньше 140 миллионов долларов не собирали, а «Метка дьявола» на данный момент собрала 34 миллиона, обойдясь инвесторам в те же 5 миллионов, что и «Паранормальное явление 4». Правда, прокат ее еще не закончен, и вышла она в неурочное для сериала время (предыдущие серии выпускались осенью, которая считается традиционным «слотом» для хорроров). Но ясно, что цикл с устоявшимся всемирным кругом поклонников от подобных прыжков ничего не выигрывает.

А вот для хоррор-дебютантов это вариант. 30, 40, 50 миллионов долларов на дороге не валяются, и если их можно заработать, эксплуатируя нарциссизм «латинос» (хотя кто не любит видеть на экране себя?) и их пристрастие к паранормальному, рано или поздно кто-то этим всерьез займется. Так что мы еще увидим фильмы вроде «Паранормального явления: Метки дьявола». И, может быть, очень скоро.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?