Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Против течения: Диснеевские мультфильмы

Порадуйте малышей старыми добрыми фильмами, укрывшимися в тени «Короля Льва», «Красавицы и чудовища» и прочих «Холодных сердец»

Добавить в закладки
Против течения: Диснеевские мультфильмы

Кадр из мультфильма "Черный котел"

В годы между смертью Уолта Диснея в 1967-м и Великим Возрождением Анимации, случившемся в самом начале 1990-х, мультипликация, в том числе и диснеевская, переживала тяжелые времена. Но это отнюдь не значит, что в те годы не появлялось картин, достойных внимания зрителей. Ленту «Черный котел» режиссеров Теда Бермана и Ричарда Рича часто называют «самым дном» того «ущелья», в которое погрузилась анимация, но это слишком суровые слова для экспериментальной работы, подлинная красота которой открывается лишь спустя десятилетия. Да, «Котел» не смог отбить даже те 25 миллионов долларов, что были вложены в его производство, но, простите, и «Бразилия» Терри Гиллиама, увидевшая свет в том же 1985 году, кассовым хитом, мягко говоря, не стала, однако это не помешало фантастической антиутопии стать классикой сайфая. Вот и «Черный котел» заслуживает второго шанса, особенно сейчас, когда в моде более мрачные, более темные истории, пусть и рассчитанные на самых маленьких зрителей. Это нетрадиционное для Disney зрелище, достаточно сказать, что это первый фильм студии, в котором нет традиционных песен, в картине много смертей, а герои скорее вызывают чувство тревоги, чем радости или счастья, но сделайте скидку на первоисточник. Дело в том, что «Черный котел» – это экранизация одноименного романа Ллойда Александера, первая часть знаменитой пенталогии «Хроники Придейна», сегодня считающейся классикой детского и подросткового фэнтези. В кинотеатрах еще не пахло Гарри Поттером, Нарния на долгие годы оставалась книгой, смельчаки, готовые подступиться к «Хоббиту» и «Властелину Колец», еще под стол пешком ходили, а у Disney уже была мрачная экранизация о рыцарях, войсках нежити, волшебниках и ведьмах. Хороший способ начать открывать мир фэнтези вместе с самыми маленькими зрителями, по крайне мере качество «Черного котла» ничуть не уступает другим, более известным работам студии.

Кадр из мультфильма "Приключения Икабода и мистера Тоада"

Между довоенным блистательным дебютом студии Disney («Белоснежка» и «Дамбо») и «золотым веком принцесс» 1950-х («Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Спящая красавица») аниматоры под предводительством Уолта Диснея выпустили ряд картин, радикально отличавшихся от того, что делалось ранее, и того, к чему студия пришла потом. Сразу после войны Disney переключилась на антологии – сборники мультфильмов, хронометраж которых составлял 30-40 минут. Связано это было прежде всего с тем, что на производство больших полнометражных лент у студии не было ни средств, ни человеческих сил, но фильмы студии по-прежнему пользовались популярностью, поэтому Дисней стал выпускать этакие мультсборники с достаточно проработанными сюжетами и уверенной рисовкой. Лучшим примером такого сборника являются «Приключения Икабода и мистера Тоада», снятые по мотивам соответственно «Легенды о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга и «Ветра в ивах» Кеннета Грэма. Диснеевские истории уходят от первоисточника достаточно далеко, но детским развлекательным картинам это идет лишь на пользу – «Приключения» не успевают завязнуть в продолжительных медитативных сюжетных линиях, но сохраняют атмосферу тревожности и воспевают необходимость поддерживать друг друга в трудную минуту – фирменная черта всех последующих картин студии. Любопытна история, сопровождавшая создание «Приключений Икабода». Во время съемок фильма из павильона студии внезапно пропали декорации ленты. Пока боссы и полиция вели расследование, на студию поступил анонимный звонок, указывающий на садовника как злоумышленника, и недостающие части анимационного задника действительно были обнаружены в саду. А вы смеетесь над спойлером «убийца – садовник»! Да от них всего можно ожидать. Что же касается фильма, то его редко можно увидеть в продаже, однако ознакомиться с диснеевским прочтением «Сонной лощины» и «Ветра в ивах» стоит. Хотя бы для того, чтобы понимать, откуда выросла «Золушка» и ее подружки-принцессы.

Кадр из мультфильма "Геркулес"

После ренессанса в начале 1990-х студия снова стала пугать поклонников не слишком удачными с любой точки зрения картинами. Кто сегодня захочет пересматривать «Похождения императора»? А много ли людей помнят странное зрелище под названием «Не бей копытом»? И это после того как на экраны вышли «Король Лев», «Красавица и чудовище» и «Аладдин»! Есть от чего прийти в уныние. Впрочем, не все так ужасно – многие вышедшие после середины 90-х диснеевские мультики достойны возвращения к ним через годы: например, в «Горбуне из Нотр-Дама» есть шикарный злодей, а «Тарзан» от Disney заставляет Джонни Вайсмюллера стыдливо прикрывать свою наготу. Но в настоящий момент я предлагаю вам вспомнить даже не эти мультфильмы, а незаслуженно обойденного вниманием «Геркулеса», вольную экранизацию замечательных мифов Древней Греции, бесконечного источника удивительных приключений. Главная и единственная проблема «Геркулеса» – это попытка повторить успех уже упомянутого «Аладдина»: тут вам и отсылки к масскульту, и соединение древности с современным обществом, и приглашение звезд для озвучки, что до середины 1990-х почти не практиковалось. Да, Джинну и коврику мультфильм уступает, но в нем есть собственное очарование. Послушайте, к примеру, оригинальную озвучку Аида Джеймсом Вудсом, а затем сравните его игру с игрой Рэйфа Файнса в «Битве титанов» – Файнс проигрывает «мультяшке» по всем статьям. «Геркулес» полон шуток, он не дает зрителю заскучать ни на секунду – и это тоже его большой плюс. Наконец, этот мультфильм по-прежнему отлично смотрится, он не устарел ни на йоту, а ведь с момента его премьеры прошло два десятка лет. Посмотрите «Геркулеса», он заслуживает второго шанса.

Кадр из мультфильма "Спасатели в Австралии"

Что уж греха таить, сиквелы – не самая сильная сторона в творчестве студии Disney, все эти продолжения «Аладдина», «Книги джунглей» и «Бэмби» ничего, кроме зубовного скрежета, не вызывают. Однако нет правил без исключений, и в истории сиквелов диснеевских анимационных фильмов есть свое светлое пятно – «Спасатели в Австралии», продолжение мультфильма, вышедшего в прокат в 1977 году. Основанный на целой серии книжек о Мисс Бьянке оригинал напрашивался на продолжение, и оно на удивление получилось ничуть не хуже первой картины. Мыши Бернард и Бьянка возвращаются, чтобы в Австралии помочь мальчику Коди и его подруге Золотой орлице – благодаря тому что героев не нужно представлять зрителю, новые «Спасатели» могут брать с места в карьер. Добавьте к этому увлекательные приключения, любовный треугольник и пейзажи, прорисованные не хуже, чем в «Короле Льве», и получите отличное зрелище. Единственной бедой «Спасателей в Австралии» стало то, что они вышли между двумя сторонами тисков «Русалочки» и «Аладдина». В 1990-м это их сгубило – зрители просто не успели отреагировать на картину. Но сейчас-то вам ничего не мешает вернуться к фильму в любое удобное время и наладиться прорисовкой и содержанием без оглядки на конкурентов.

Кадр из мультфильма "Атлантида: Затерянный мир"

Неудача «Черного котла» не смогла заставить студийных боссов полностью отказаться от желания сделать мрачный фэнтезийный фильм. Вторую попытку Disney сделала в начале 2000-х с «Атлантидой», но снова столкнулась с неприятностями, главная из которых – фильм вышел чуть позже, чем хотелось бы, тогда, когда мир снова пресытился рисованными зрелищами. А жаль – визуально «Затерянный мир» очень хорош: шикарный стимпанк тут сочетается с мифологическими конструкциями и существами, созданными дизайнерами «Хеллбоя». Добавьте к этому сплетение научной фантастики и приключенческого фильма и получите удивительную картину, этакого Индиану Джонса, отправившегося в таинственный мир сквозь Звездные врата, – это же мечта любого зрителя! Возможно, начало фильма и не слишком увлекательно, скучная болтовня героев и отсутствие всякого действия могут расстроить требовательных ребятишек и взрослых, но с перемещением сюжета в Атлантиду, поверьте, вам некогда будет подбирать отпавшую челюсть – настолько водоворот экшена вас закрутит в удивительном хороводе. Из ряда других диснеевских фильмов «Атлантида» выделяется не только некоторой мрачностью картинки и научно-фантастическим сюжетом, это еще и фильм, в котором нет однозначно положительных героев, что тоже достаточно смелый ход для студии, воспевающей традиционные ценности. И тем не менее сейчас вернуться к «Атлантиде» необыкновенно приятно – тот же Disney, перейдя на «темную сторону» «Звездных войн» и «Мстителей» и обжегшись на «Джоне Картере», вряд ли в ближайшее время еще обратится к внефраншизной фантастике. Нам остается только пересматривать приключения Майло Тэтча и его друзей. Если вы и ваши дети еще не приобщены к этому славному мультфильму – торопитесь открыть эту удивительную страницу кинохронологии Disney!

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?