Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

История студии EuropaCorp

Зрители постарше, заставшие расцвет советского кинопроката, наверняка помнят обилие французских лент, предлагаемых отечественному зрителю. Французы испокон веков были близки нашему менталитету и культуре, а в эпоху противостояния Америке на всех фронтах, в том числе и культурном, когда голливудские фильмы на советский рынок просачивались единицами, особенно. Неудивительно, что до 1995 года, когда наследие советской системы демонстрации картин окончательно развалилось, в СССР и России успели показать свыше четырехсот французских картин. После некоторого спада французское кино возвращает утраченные на рубеже веков позиции. В Париже достаточно крупных кинокомпаний с вековой историей, но мы сегодня поговорим о яркой выскочке – компании EuropaCorp, чье имя неразрывно связано с блистательным Люком Бессоном, режиссером, сценаристом и продюсером.

Хотя образовалась EuropaCorp в 2000 году, историю ее следует начать с 1985 года, когда на съемочной площадке «Подземки» встретились Люк Бессон и Пьер-Анж Ле Пожам. Для Бессона это был уже второй большой фильм, и он уже вполне представлял себе, что делать на съемочной площадке, и даже начал проявлять свои знаменитые лидерские качества, а Ле Пожам в то время работал на французский медиагигант Gaumont, где занимался дистрибуцией. Случайная встреча, вылившаяся в длительные и чрезвычайно плодотворные взаимоотношения, началась с того, что Бессон выделил небольшую роль своему новому другу. Бессон поделился с будущим партнером несколькими идеями своих будущих проектов, Ле Пожам, в свою очередь, рассказал о своем видении стратегии продвижения ярких картин молодого режиссера, чем зародил перспективу будущего коллектива.

Кадр из фильма «Подземка»

Кадр из фильма «Подземка»

Партнерство продолжилось вплоть до 1999 года. За это время тандем Бессон/Ле Пожам выпустил несколько чрезвычайно успешных картин – «Голубая бездна», «Ее звали Никита», «Леон», «Пятый элемент», – каждая из которых заслужила и высокие оценки критиков, и любовь зрителей. Попутно с «наращиванием мускулов» Бессоном Ле Пожам совершенствовал свою революционную систему продвижения фильмов, которую испытал на «Пятом элементе» – амбициозном проекте с участием голливудских звезд первой величины и снятом с размахом, достойным голливудских мейджоров. Однако отправление в самостоятельное плавание назревало. Во-первых, Бессон был не слишком рад тому, как его отодвинули от участия в работе над «Такси», во-вторых, режиссерский дебют Гэри Олдмана «Не глотать», спродюсированный созданной в спешном порядке EuropaCorp, показал, что к работе кинокомпания готова, ну а в-третьих, у Бессона образовалось в знакомых столько талантливых личностей, что режиссер решил на время отойти от постановки фильмов и заняться продвижением молодого поколения.

Кадр из фильма «Леон»

Кадр из фильма «Леон»

В итоге в 1999 году, выпустив на экраны «Жанну д’Арк», громогласно провалившуюся в прокате, Бессон повернулся к зрителям спиной и углубился в постройку собственной киноимперии. Дальнейшая хронология истории кинокомпании – это буквальное перечисление открытий, которые делал Люк Бессон для мирового кино, опираясь на плечо своего верного помощника Пьер-Анжа Ле Пожама.

Кадр из фильма «Жанна д

Кадр из фильма «Жанна д'Арк»

Открываем календарь. 2000 год. Главная ставка новоявленной EuropaCorp сделана на сиквел высокооктановой комедии «Такси». В режиссерское кресло Бессон усадил своего недавнего ассистента, второго режиссера «Жанны д’Арк» Жерара Кравчика. Результат – шестидесятимиллионный хит мирового проката и большое будущее для Кравчика, обернувшееся боевиком «Васаби», третьим «Такси» и ремейком «Фанфана-Тюльпана».

Кадр из фильма «Такси 2»

Кадр из фильма «Такси 2»

2001 год. Люк Бессон буквально за руку вводит в кинематограф Криса Наона, клипмейкера и режиссера рекламных роликов, и поручает ему боевик «Поцелуй дракона». Собравший на экране международный состав, включающий Джета Ли, Бриджит Фонду и Чеки Карио, «Поцелуй» вместе с «Соблазном» Майкла Кристофера, связавшим Анджелину Джоли и Антонио Бандераса, продемонстрировал направленность EuropaCorp на международный рынок.

Кадр из фильма «Соблазн»

Кадр из фильма «Соблазн»

Но все это были лишь легкие разогревающие упражнения перед настоящим рывком – в 2002 году на экраны выходит «Перевозчик» с Луи Летерье (еще одним помощником Бессона времен «Жанны») у руля и Джейсоном Стэтемом за рулем. Славы среди критиков картина не снискала, а вот для зрителей стала культовой, особенно после выхода на цифровых носителях. Да и что уж говорить, именно с «Перевозчика» Стэтем стал тем самым героем боевика, которого сам Слай не стыдится пригласить в свою солянку для «лучших из лучших». EuropaCorp окончательно закрепляется в мировом прокате.

Кадр из фильма «Перевозчик»

Кадр из фильма «Перевозчик»

В последующие годы EuropaCorp продолжает открывать новые имена – «Кровавая жатва» в 2003 году переводит Александра Ажа на «темную сторону силы», в 2004 году «13-м районом» в режиссуре дебютирует Пьер Морель, бывший оператор на том же «Перевозчике», 2006 год вывел в свет Гийома Кане с триллером «Не говори никому» – и это только самая вершина айсберга молодых и талантливых. Но не юной кровью единой жива EuropaCorp, в компанию смело обращаются и корифеи режиссуры, и актеры, которые вслед за Гэри Олдманом желают поруководить процессом из кресла постановщика. Среди первых – Гай Ричи, обратившийся к французам с предложением снять «Револьвер», Мишель Гондри, запустивший свою «Перемотку», Терренс Малик, взрастивший в Париже свое «Древо жизни». Среди «переметнувшихся» в режиссеры актеров Томми Ли Джонс с полнометражным дебютом «Три могилы», Венсан Перес с «Секретом» и даже Тони Джа, решивший самостоятельно ставить сиквелы «Онг Бака». Окунувшись в такой океан ярких, голодных до успеха, опытных и не очень художников, сам Люк Бессон не удержался и вернулся к собственноручным постановкам, воплотив наконец давнюю мечту перевести на большой экран своих Минипутов.

Кадр из фильма «Древо жизни»

Кадр из фильма «Древо жизни»

Сумели ли дерзкие французы Люк Бессон и Пьер-Анж Ле Пожам, встав на плечи своих молодых коллег, громогласно заявить о себе на весь мир? Безусловно. EuropaCorp запомнилась Голливуду хотя бы дерзким проникновением на первую строчку бокс-офиса «Перевозчика 2» в 2005 году и двух «Заложниц» в 2009-м и 2012-м. Звезды уровня Моргана Фримана, Джона Малковича, Лиама Нисона, Мадонны, Роберта Де Ниро, Джима Керри с удовольствием снимаются на французских площадках. В кармане EuropaCorp несколько приличных франшиз, среди которых «Заложница», «Перевозчик», «Артур и Минипуты», приносящих стабильную прибыль и дающих простор для экспериментов или работы в жанрах, отличных от боевиков и триллеров. Убедиться в качестве французского кино можно на ближайших показах «Притворись моим парнем» или «Малавиты». И будьте уверены – это еще не все патроны в патронташе Бессона, его, с таким чутьем на людей, еще на полвека хватит!

Кадр из фильма «Заложница 2»

Кадр из фильма «Заложница 2»

Самые кассовые фильмы: «Заложница 2», «Заложница», «Перевозчик 3».

Комментарии  144

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть