
Бенедикт Камбербэтч и Оливия Колман на грани нервного срыва — и развода.
Большинству имя режиссера Джея Роуча знакомо по серии фильмов об Остине Пауэрсе, двум частям «Знакомства с Факерами», а еще эксцентричной комедии «Ужин с придурками». Одним словом, от Роуча никак не ожидали драматической картины — до 2019 года, когда на большие экраны вышел «Скандал» о сексуальных домогательствах на телеканале Fox News. Фильм раскритиковали за слабый сценарий, но отметили актерскую игру Шарлиз Терон, Марго Робби и Николь Кидман. Вероятно, убедившись, что зрителей можно завоевать актёрским ансамблем, Роуч решился на ремейк легендарной комедии Дэнни Де Вито «Война супругов Роуз». В современной версии бранятся Бенедикт Камбербэтч и Оливия Колман, а их друзьями становятся небезызвестные комедианты Энди Сэмберг и Кейт МакКиннон.
Их знакомство было идеальным — успешный архитектор Тео (Бенедикт Камбербэтч) по воле случая встречает гениального шеф-повара Айви (Оливия Колман) на кухне дорогого ресторана и уже через минуту увлекает её в подсобку. Так начался роман двух противоположностей: он — сдержанный и спортивный, она же не лезет за словом в карман и разрешает детям сладкое. После трагического крушения одного из гениальных строений Тео ему приходится поменяться ролями с женой и стать домохозяином, пока та развивает свою сеть ресторанов. Спустя почти десятилетие Айви вдруг понимает, что детям гораздо ближе папа, а сам муж уже не такой любящий, как раньше. Идеальный брак дает трещину, и даже семейный психолог не в силах помочь.
Если бы в фильме не было дуэта Колман и Камбербэтча, то он провалился бы с таким же грохотом, с каким рухнуло здание музея, спроектированное Тео. «Сколько же в вас токсичности», — утверждает терапевтка, и герои смеются ей в лицо, прекрасно понимая, что именно непомерная ядовитость свела их вместе. За каждой колкостью персонажей интересно наблюдать благодаря выдающейся актерской игре: Камбербэтч, например, удивительно точно передает подавленную агрессию, а Колман балансирует между амплуа успешной женщины и разочарованной матери. Химию дуэта разрушают появления странноватых друзей: у Эми (Кейт МакКиннон) и Барри (Энди Сэмберг) вроде как открытый брак, и первая постоянно норовит переспать с Тео, не спрашивая его согласия. Однако проблема совсем не в зачатках полигамных отношений: каждое появление МакКиннон сопровождается китчем, какой обычно встречается в неудачных эпизодах SNL и никак не укладывается в канву мелодраматической истории о разводе.
Жанровые неточности не позволяют «Войне супругов Роуз» до конца сложиться в цельную картину: фильм не может определиться, хочет ли он от актеров кривляний и ухмылок или же честных разговоров. Какими бы живыми Колман и Камбербэтч ни пытались сделать своих персонажей, получаются скорее карикатуры, которые хорошо смотрелись в оригинальном фильме с Кэтлин Тернер и Майклом Дугласом. Что удивительно, ведь над сценарием ремейка работал Тони МакНамара — сценарист «Фаворитки» и «Бедных-насчастных», где язвительность органично уживалась с искренностью. Однако герои продолжают совершать необдуманные поступки: Тео напивается по пути в Нью-Йорк и рушит начало идиллического мини-отпуска, Айви же задерживается на встрече с партнерами — и тоже напивается, аннулируя всякую возможность провести вечер с супругом. Если в этот момент герои еще похожи на настоящих людей, совершающих сокрушительные ошибки, то мгновением позже их противостояние обретает гораздо более острую форму: в ход идет оружие, шантаж, попытки разрушить бизнес и остатки здоровой психики партнера.
В версии Денни де Вито супруги Роуз были невыносимы: в их споры легко поверить, и когда ради в стремлении одержать победу персонажи переступали черту адекватности, зритель жаждал большего. В видении Роуча пара действительно выглядит идеальной — они понимают друг друга с полуслова, разделяют специфический юмор и смиряются с недостатками возлюбленного. Едва ли брак может разрушиться, когда между героями такая химия: в то, что обычная «бытовуха» погасила искру между этими двумя, невозможно поверить. Даже актерского таланта Колман и Камбербэтча не хватает, чтобы убедить зрителя в серьезной трещине — и чем больше фильм пытается накрутить зрителя, тем хуже у него получается. По сравнению с тем, как рвали и метали герои фильма ДеВито, перепалка персонажей Роуча кажется легкой истерикой.
«Война супругов Роуз» так и не заходит на территорию настоящей трагедии: фильм топчется на месте, подменяя глубину семейной драмы остроумием и нарочитыми сюжетными трюками. Отбросив весь фарс в сторону, можно уверенно сказать, что перед нами картина о браке, в котором партнеры положили себя на заклание ради семьи, но забыли о главном — друг о друге. Камбербэтч и Колман делают все возможное, но сценарий упрямо сворачивает в фарс, превращая любую попытку заговорить о боли в гэг. Зритель не видит реальной цены, которую платят супруги, когда перестают видеть друг в друге человека. Война не просто заканчивается без победителей, но и вызывает резонный вопрос: зачем было ее начинать?