
Один из лучших сезонов в истории шоу, которому удалось практически невозможное — не облажаться в финале.
Скрывающийся от правосудия в глухой глубинке маньяк Декстер Морган (Майкл С. Холл) жертвует собой ради благополучия и нормальной жизни сына — предлагает Харрисону (Джек Элкотт) утолить жажду крови, убив себя из охотничьего ружья. Пуля чудом не задевает сердце. После нескольких месяцев восстановления и бесед с призраками старых друзей, родственников и врагов Декстер узнает, что Харрисон сбежал в Нью-Йорк и, судя по новостям, расчленил какого-то мажора. Шокированный безалаберностью сына горе-отец отправляется в мегаполис — со стороны наблюдать за Харрисоном и параллельно кошмарить негодяев. В городе как раз объявился серийный убийца таксистов, посмевший взять себе прозвище Темный попутчик — именно так Декстер называет свою тягу к насилию.
«Декстер» и финалы — есть ли более несчастная история любви на телевидении? Сериал про благородного маньяка успел дважды разочаровать фанатов нелепыми концовками: восьмой сезон оригинального шоу завершился добровольным изгнанием замаскированного под дровосека Декстера, а вышедший через восемь лет сиквел «Новая кровь» — несколько нелогичным самопожертвованием ради сына. Главной интригой — или даже поводом для скепсиса — в «Воскрешении» стал именно заключительный эпизод. Получится ли у создателей с третьего раза угодить зрителям и не облажаться? Не вдаваясь в спойлерные подробности, скажем просто: удивительно, но да.
В заключительные минуты сезона Декстер ломает четвертую стену, пристально смотрит в камеру и в эффектном закадровом монологе признается, что не может сбежать ни от себя, ни от нас, зрителей, поэтому будет «таким, каким мы хотим, чтобы он был». Громкие слова, которые хочется трактовать как извинение от лица создателей: они дважды пытались пойти против работающей формулы и наказать героя, вынудить его остановиться, измениться под грузом вины и ответственности. Проблема в том, что аудитория сериала ждет абсолютно другого — десяток сезонов приучили зрителя к тому, что Декстер всегда остается собой. Продолжает убивать подонков, противостоит другим маньякам и развеивает подозрения коллег из полиции. Даже шокирующая смерть жены в финале четвертого сезона не меняет Декстера — напротив, окончательно убеждает в том, что нормальная жизнь не для него. Наверное, поэтому фанатов так бесят финалы восьмого сезона и «Новой крови»: они кажутся предательством сущности героя, который никогда не должен был останавливаться.
«Воскрешение» — удачный, а если точнее, органичный финал. Весь сезон выдерживает баланс между ностальгией переосмыслением, фансервисом и работающими нововведениями. В первую очередь сериал не пытается строить из себя престижную драму, как это было с «Новой кровью», забитой мелодраматическими ветками, поверхностным детективным сюжетом и смехотворными размышлениями о межпоколенческих травмах. «Воскрешение», как и первоисточник проекта, это бульварное чтиво: яркое, местами грубое, чуть наивное и совершенно не претендующее на высокий статус развлечение на вечер. В новых эпизодах Декстер — вновь отбитый маньяк, который строит многоходовочки, язвительно комментирует происходящее, встречает эксцентричных персонажей и (внезапно) разрушает изнутри тайное сообщество серийных убийц. Звучит дико, но концепт работает — друзей по интересам сыграли голливудские звезды, поэтому игра в кошки-мышки против Декстера строится на столкновении звериных харизм. Впрочем, ярче остальных сияет не маньяк, а их главный почитатель и лидер кружка в исполнении Питера Динклэйджа. Не Тирион Ланнистер, конечно, но все равно достойная актерского таланта роль.
Создатели отлично считывают, чего на самом деле хотят зрители, поэтому в первой же серии разошедшийся на мемы сержант Джеймс Доакс (Эрик Кинг) приветствует Декстера фирменным Surprise Motherfuckа. В следующих эпизодах на экранах появляются практически все главные лица первого шоу — от коллег Винса Масуки и Джозефа Куинна до маньяков Тринити, Мигеля Прадо и Брайана Мозеса. Ленивый фансервис и паразитирование на ностальгии? Может быть, но старые лица помогают воссоздать на экране магию оригинала и сделать убедительным противостояние Декстера и Анхеля (Дэвид Зайас) — другого бывшего коллеги, который отправился в Нью-Йорк, чтобы взять маньяка с поличным. Яркого прощания с прошлым не получилось бы без напоминания о том, сколько всего Декстер оставил за спиной: друзей, врагов, пластика для обертывания тел. Конфронтация с Анхелем получилась эффектной и запоминающейся: внушительная оценка в 9,8 балла не даст соврать — фанаты без ума от эпизода.
Еще парочка попаданий сериала — смена сеттинга и наконец-то увлекательные отношения с сыном. Декстер — городской хищник, поэтому маньяк в окружении диких животных и знающих друг друга в лицо деревенщин выглядел странно. Совсем другое дело — живописный Нью-Йорк, город вечной суеты, полной анонимности и полицейских сериалов. В мегаполисе у Декстера намного больше возможностей найти себе новую жертву или, напротив, оступиться и нажить себе опасных врагов. К тому же город позволил создателям показать во всей красе Харрисона — сынок вместе с отцом выбирает университет, ходит по ресторанам и в конце концов соглашается с тем, что ему не стать полноценным протеже Декстера. В отличие от отца с искаженным моральным кодексом, Харрисон старается не поддаваться импульсивным позывам убить первого встречного негодяя — контраст может перерасти в интересный конфликт второго сезона.
Впрочем, даже если «Воскрешение» каким-то чудом останется самостоятельным выходом и не получит продолжения, то все равно займет почетное место одного из лучших сезонов в истории сериала (все же четвертый сезон — недосягаемый пик). За десять эпизодов создатели доказали, что при грамотном подходе можно вернуть любимого героя на экраны так, чтобы он не выглядел пережитком прошлого. «Декстер» воскрес, чтобы веселить черным юмором и шокировать натуралистичными убийствами — благо, на большее сериал не претендует.