Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Статьи о кино

Скала на высоте

Кто в одиночку спасет свою семью из горящего небоскреба, который еще и захвачен бандитами? Только настоящий мужик, и только если его играет знаменитый герой боевиков

Добавить в закладки
Скала на высоте

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой герой Джонсона невероятно крут и тяжело травмирован. Теперь мы знаем, что даже ножной протез не остановит Скалу, когда он бьется за родных и карабкается по стенам высотки. Человек-паук отдыхает!

Предыстория фильма

Даже маленькие дети знают, что профессиональный рестлинг – это не спорт, а трюковое шоу. Заранее написанные сценарии, отрепетированные схватки, растянутые на множество выступлений сюжетные линии… По сути своей рестлинг очень похож на театр, сериалы и кино, и, казалось бы, его ярчайшие звезды легко должны перетекать на большой экран и становиться «легитимными» актерами.

Однако из всех, кто пытался проделать этот путь, почти никто не добился серьезных успехов. Почему? По множеству причин, самая важная из которых состоит в том, что героизм в рестлинге и героизм в кино требуют от исполнителей очень разного и нередко прямо противоположного.

Герой рестлинга – это, в сущности, инопланетный монстр, который способен пережить такое, что обычного человека убило бы. Он могуч, он внушителен, он неуязвим, и даже если у него течет кровь, зрители из-за этого не переживают. Наоборот, они требуют, чтобы шоу было жестче, потому что на то рестлеры и тренированные профессионалы, что они могут выдержать все, что согласны показать на ринге.

Герой же хорошего зрительского кино в первую очередь человечен и близок публике. Даже если он выглядит как непрошибаемая гора мышц, в нем должна быть толика слабости и уязвимости. Если зрители не верят, что герою трудно и что он может проиграть, то какой смысл им за него переживать и следить полтора-два часа за его приключениями и испытаниями?

Поэтому привыкшие излучать всепобеждающую мощь рестлеры больше подходят не для героических, а для злодейских ролей, где как раз чем круче, тем лучше: «Чем опаснее преграда для героя, тем почетнее ее преодоление». Те же, кто стремится к голливудской вершине, должны стать человечнее и уязвимее, не утратив при этом свою геройскую индивидуальность. Сделать это так трудно, что почти ни у кого в полной мере не получилось.

Дуэйн Джонсон

Дуэйн Джонсон, выступавший на ринге под бойцовским именем «Скала» – редчайшее исключение из правила. Борец в третьем поколении (кстати, Мауи в диснеевской «Моане» срисован с фотографий Питера Майвии, деда Джонсона), американец с самоанскими корнями пришел в кино в 2001 году, когда был на вершине рестлерской славы. Это позволило ему сразу получить существенную злодейскую роль в блокбастере «Мумия возвращается», а затем сыграть своего героя из «Мумии» как положительного персонажа в приквеле «Царь скорпионов». Однако после этого Джонсон почти десять лет шел к признанию его не мускулистым громилой в кадре, а настоящим актером и полноправным киногероем.

Скульптурное тело было его достоянием, но оно же ему мешало. Слишком уж оно было безупречным. Выходом из положения стали комедийные и полукомедийные ленты, где ироничные шутки сбивали с головы Джонсона «корону» и подчеркивали его неотразимое обаяние. Так, в недавнем суперхите «Джуманджи: Зов джунглей» актер сыграл могучего здоровяка из видеоигры, которым управляет 17-летний невротик, не привыкший думать и действовать как супергерой. В результате возникает комичный диссонанс, и он становится основным художественным приемом фильма.

Этого, однако, для Джонсона было недостаточно. Комедии и экшен-комедии – это прекрасно, но актер стремится быть разнообразнее. Ему нужны не только веселые, но и серьезные роли. Причем такие, где он в центре внимания, а не прилагается к глобальному разрушению, как в фильмах-катастрофах «Разлом Сан-Андреас» и «Рэмпейдж», или к взводу других звезд, как в цикле «Форсаж». Довольно успешный «Геракл» 2014 года стал шагом в нужном направлении, и Джонсон пошел дальше по дороге из желтого кирпича, которая привела его в «Небоскреб».

Как мы уже отметили в начале статьи, «Небоскреб» придумал Роусон Маршалл Тербер. Мы узнали его имя в 2004 году, когда он сочинил и поставил спортивный фарс «Вышибалы» с участием Винса Вона и Бена Стиллера. Его попытка снять серьезную мелодраму «Тайны Питтсбурга» коммерческим и критическим успехом не увенчалась, а вот возвращение в мир комедий с фильмами «Мы – Миллеры» и «Полтора шпиона» было достаточно успешным. По крайней мере с точки зрения кассовых сборов. Хотя, откровенно говоря, от фильма с Дуэйном Джонсоном стоило ждать большего, чем 217 миллионов долларов, которые собрали «Полтора шпиона».

Роусон Маршалл Тербер

Терберу и Джонсону очень понравилось работать вместе, и после завершения съемок они не раз обсуждали возможные проекты. Тем временем в прокат вышел «Крид: Наследие Рокки», и Терберу так понравилась эта картина, что он начал пересматривать старые фильмы с Сильвестром Сталлоне.

Когда режиссер добрался до «Скалолаза» и вновь посмотрел начальную сцену, в которой герою не удается спасти сорвавшуюся девушку, Тербер подумал, что не так уж часто в боевиках можно увидеть, как героический персонаж во время своего представления зрителям совершает трагическую ошибку и как эта ошибка годами мучает его и определяет его дальнейшую жизнь. И тут режиссеру пришло в голову, что Джонсону отлично подошла бы роль супермена, который ужасно ошибся и который надолго утратил веру в себя. Это были бы такие человечность и уязвимость, каких актеру еще играть не доводилось. И кино получилось бы драматичным, а не комичным.

В принципе, Тербер мог бы попробовать снять ремейк «Скалолаза». Но он предпочел опереться на поистине выдающийся триллер – «Крепкий орешек» Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом. Тербер взял ключевую идею «Орешка», а потом поднял ставки – добавил к захвату небоскреба террористами пожар, который злодеи устраивают, чтобы полиция не помешала им орудовать на верхних этажах. Затем он долил в коктейль трагический зачин в духе «Скалолаза», подсыпал щепотку «Беглеца», где герой одновременно преследует злодеев и убегает от полиции… Так постепенно, с миру по нитке, сложился замысел «Небоскреба».

Тербер, кстати, совершенно не стесняется того, сколько в картине заимствований. Он говорит, что черпал идеи из лент вроде «Крепкого орешка» и «Ада в поднебесье» (классического фильма-катастрофы о пожаре в небоскребе), чтобы признаться в любви к ним и посостязаться с ними. Ведь сейчас такое кино можно снять на совершенно ином техническом и трюковом уровне, чем в 1970-х, в 1980-х или в 1990-х. Например, если в «Орешке» Джон МакКлейн в основном сражается внутри здания, то в «Небоскребе» центральный персонаж, получивший имя Уилл Сойер, геройствует и внутри, и снаружи постройки, на огромной высоте.

Также режиссер настаивает, что, при всей цитатности «Небоскреба», это все же оригинальное произведение, а не сиквел, не ремейк и не экранизация. Что, на взгляд Тербера, выгодно отличает ленту от большинства современных блокбастеров. Хотя большой вопрос, что лучше – изобретательный сиквел или оригинальное кино, где подлинную оригинальность нужно искать днем с огнем.

Чтобы подчеркнуть небезупречность героя, Тербер лишил его ноги. В наши дни персонаж с протезом уже не новшество – вспомним героинь «Безумного Макса: Дорога ярости» или «Kingsman: Секретная служба». Но если им отсутствие рук или ног ничуть не мешает, то герой «Небоскреба» сравнительно недавно привык к протезу после долгого лечения и реабилитации. Поэтому он морально и физически не готов повторить то, что творил в свои лучшие годы, когда был командиром спецназа ФБР и имел все положенные конечности. Но он должен спасти семью, и ему приходится действовать через силу, на пределе и за пределом возможностей.

Когда концепция фильма сложилась у Тербера в голове, режиссер рассказал о ней Джонсону. Отсутствие у героя ноги он приберег напоследок, как вишенку на торте: «Да, и все это твой персонаж проделает на протезе». Джонсон был впечатлен, и он загорелся идеей сыграть, возможно, самую сложную роль в своей карьере. Актер чувствовал, что готов принять этот профессиональный вызов.

Интересно, заинтересовали бы продюсеров наработки Тербера, если бы это были просто слова на экране? Вполне возможно, что нет – инвесторы сейчас со скепсисом относятся к оригинальным сценариям. Но участие Джонсона в качестве ведущего актера и продюсера придало проекту вес, и за «Небоскреб», который еще даже не был полноценным сценарием, развернулась финансовая борьба.

Когда студия Legendary Entertainment вышла из схватки победителем, ей пришлось заплатить Терберу три миллиона долларов – и это только за синопсис фильма! Впрочем, для студии, которая специализируется на мужских блокбастерах вроде фильмов о Бэтмене, «300 спартанцев» и «Годзиллы», это не такая уж большая цена за проект с участием одной из ведущих звезд боевиков.

Помимо драматичного сюжета и участия Джонсона Legendary зацепило место действия картины. Когда Тербер однажды побывал в Гонконге, его так впечатлила «вертикальность» китайского мегаполиса, что во время разработки «Небоскреба» он решил, что заглавное здание будет расположено в Гонконге. Legendary же с января 2016 году принадлежит китайскому конгломерату Wanda Group, так что у калифорнийской студии особый интерес к замыслам с китайским привкусом.

Джонсон ничуть не возражал против того, что его герой будет «жечь» не на родине, а за океаном. У актера много поклонников в Азии, и в частности в Китае. Тот же «Джуманджи: Зов джунглей» буквально ворвался в китайский прокат и далеко опередил по сборам все местные картины, которые вышли одновременно с ним. Поэтому «Небоскреб» стал для Джонсона еще и попыткой подкрепить любовь восточных зрителей лентой, которая прозрачно намекает, что Китай стал высокотехнологичным центром притяжения для западных героев и западных злодеев.

Роусон прежде серьезных дорогостоящих триллеров не снимал, но его экшен-комедия «Полтора шпиона» убедила инвесторов, что он справится и с более сложной задачей. Поэтому в праве Тербера экранизировать сценарий никто не усомнился, и режиссер получил в свое распоряжение весьма солидный бюджет в 125 миллионов долларов, который предоставили студии Legendary и Universal. Все формальности были завершены весной 2017 года. Примерно тогда же Тербер закончил сценарий и приступил к кастингу.

Работа над фильмом

Чем занимается жена главного героя в «Крепком орешке»? Почти ничем. В основном она переживает и ждет, когда кто-нибудь ее спасет. В наши дни, однако, киногероини не должны быть столь пассивны, особенно если это взрослые женщины, а не маленькие девочки. Так что Сара Сойер, жена главного героя «Небоскреба», тоже вносит свою лепту в общее спасение.

По сценарию Сара – военный хирург. Она познакомилась с Уиллом, когда спасла ему жизнь после миссии, в которой мужчина потерял ногу. Теперь у них двое маленьких детей, и внимание Сары в значительной мере сосредоточено на них и на муже. Но это все еще женщина с военной подготовкой, и она отнюдь не беззащитна и не безвольна в экстремальной ситуации. Хотя, конечно, Уилл – основной герой фильма, и Сара у него эту честь не отбирает.

Роль миссис Сойер досталась Нив Кэмпбелл, канадской звезде хоррор-эпопеи «Крик». Несмотря на свою большую известность в конце 1990-х и в начале 2000-х, Кэмпбелл не смогла выбиться в большие звезды и прописалась на ТВ. В частности, она провела два сезона в сериале «Карточный домик». Тем не менее Тербер предпочел ее более заслуженным кинозвездам, поскольку ему понравилось, как она в роли жены смотрится в паре с Джонсоном в роли мужа.

Роусон Маршалл Тербер на съемках фильма "Небоскреб"

Когда режиссер нашел главных героев, он смог подобрать им экранных детей из числа миловидных метисов. Маленький Ноа Коттрелл получил роль Генри Сойера из-за своей схожести с Джонсоном в детстве. Это его первая работа в большом проекте. Напротив, Маккенна Робертс, которой досталась роль Джорджии Сойер, – опытная актриса. Правда, телевизионная. Девочка снималась в сериалах «За пределами», «Молодые и дерзкие» и «Вне времени».

В отличие от «Крепкого орешка», действие в «Небоскребе» развивается не в банальном высотном здании, а в уникальном сооружении. Небоскреб «Жемчужина» – самый высокий в мире, и он насыщен новаторскими инженерными и дизайнерскими решениями. Это целый вертикальный город, где можно жить, работать, совершать покупки, развлекаться, гулять в парке и даже выращивать еду! При этом «Жемчужина» не нуждается во внешнем электричестве – в здание встроена огромная ветряная турбина.

Придумал и построил «Жемчужину» миллиардер Жао, своего рода китайский ответ Стиву Джобсу. Правда, Жао поднялся на вершину бизнеса из самых низов, а не из среднего класса. Он родился в рыбацкой деревне, но смог выучиться, разбогатеть и стать «хозяином мира». Его небоскреб вдохновлен китайской сказкой о бедном мальчике, который нашел волшебную жемчужину, проглотил ее и превратился в могучего дракона. Поэтому «Жемчужина» внешне напоминает взвившегося к небу китайского дракона, который держит во рту сияющую сферу.

Жао знакомится с Уиллом Сойером, когда нанимает экспертов для оценки безопасности здания. Уникальная постройка требует самого тщательного анализа, чтобы здание можно было застраховать. Как и можно ожидать от человека, который чуть не погиб во время миссии, Уилл дует на воду и сомневается, что все в «Жемчужине» так радужно, как расписывает Жао. И его подозрения сбываются…

На съемочной площадке фильма "Небоскреб"

Роль Жао получил сингапурский актер Чин Хань, который много работает на Западе с тех пор, как снялся в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. В частности, он играл в голливудской версии «Призрака в доспехах», в блокбастере «День Независимости: Возрождение», в сериалах «Стрела» и «Марко Поло».

Австрало-британский актер Ноа Тейлор из «Игры престолов», блокбастеров о Ларе Крофт с Анджелиной Джоли и других известных проектов сыграл в «Небоскребе» страховщика Пирса, который оказывается одним из злодеев ленты.

Датчанин Роланд Мёллер из номинированной на «Оскар» датской военной драмы «Моя земля» и из шпионского триллера «Взрывная блондинка» изобразил южноафриканского наемника Боту. Злодей вместе со своими прихвостнями захватывает небоскреб, устраивает пожар и подставляет Уилла, чтобы гонконгская полиция занималась американцем, а не настоящими негодяями. Зачем это Боте? Конечно, ради денег. А все подробности его плана мы, разумеется, разглашать не будем.

Дуэйн Джонсон и Роусон Маршалл Тербер на съемках фильма "Небоскреб"

Когда Пабло Шрайбер, младший сводный брат известного актера Лива Шрайбера, снимался в тюремном сериале «Оранжевый – хит сезона», он казался полудохлой «жердью». В последнее время, однако, Шрайбер стал получать роли иного плана, и он накачался и превратился в крепкого парня почти двухметрового роста. Так что в «Небоскребе» Шрайбер вполне органичен в роли Бена, бывшего сослуживца Уилла по спецназу ФБР, который теперь заведует безопасностью в «Жемчужине».

Тайваньская актриса с австралийскими корнями Ханна Куинливан получила роль наемницы Сиа на службе у Боты. Пока что Куинливан известна не столько ролями, сколько тем, что она в 2015 году вышла замуж за знаменитого тайваньского поп-кумира Джея Чоу (мы видели его в «Зеленом Шершне»). У пары уже двое детей, и Куинливан проходила прослушивание для «Небоскреба» за день до вторых родов! Еще через три месяца она уже снималась. Вы могли видеть ее в картине «Шанхайский перевозчик».

Кстати, несмотря на английское имя и двойное гражданство Австралии и Тайваня, Ханна говорит по-китайски куда лучше, чем по-английски. Поэтому для съемок в «Небоскребе» ей пришлось подучить свой второй язык.

На съемочной площадке фильма "Небоскреб"

Наконец, родившийся в Гонконге и снимающийся на Западе американский актер Байрон МаннЖенщина-кошка», сериал «Стрела») взял на себя роль гонконгского инспектора полиции Ву. Попутно Манн с ретивостью настоящего патриота добился, чтобы картина максимально точно изобразила гонконгскую полицию.

Последнее не было бы большой проблемой, если бы «Небоскреб» снимался в Гонконге или хотя бы в Китае. Но организация съемок в Китае – большая проблема для западных продюсеров, даже если они работают на боссов из Пекина. Бюрократия, которая видит в каждом голливудце потенциального шпиона ЦРУ, может доставить миллион проблем. И так как действие «Небоскреба» в основном развивается в вымышленном здании и на его стенах, то съемки устроили в канадском Ванкувере, а в Гонконг съездили лишь для того, чтобы запечатлеть виды города и потом вмонтировать их в фильм.

Соответственно, Китай в Канаде пришлось конструировать на пустом месте, и Манн крутился как белка в колесе, чтобы декораторы, костюмеры, бутафоры, ассистенты по массовке и все остальные ничего не напутали и намеренно не испортили. Так, например, пекинские начальники полагали, что было бы здорово, если бы полицейские в фильме говорили на путунхуа – основном диалекте материкового Китая. Но Манн настоял на том, что полиция в Гонконге пользуется родным кантонским диалектом и переходит на путунхуа лишь для объяснений с «коммунистами». Пришлось набирать соответствующую массовку.

Себе в помощь Манн нанял сержанта гонконгской полиции в отставке, и они вместе бились за каждую аутентичную деталь – от расположения надписей в удостоверении до черных перчаток для сбора улик. Головная боль от «соучастников» была изрядная, но группа подчинялась. Никто не хотел, чтобы картину засмеяли в Гонконге и в материковом Китае, где полицию Гонконга часто видят на экране.

Дуэйн Джонсон на съемках фильма "Небоскреб"

Порой актерам для съемок в блокбастерах приходится учиться быть экранным героем. Дуэйн Джонсон эту науку давно освоил, а вот играть инвалида ему прежде не доводилось. Чтобы помочь звезде, продюсеры привлекли Джеффа Гласбреннера – трехкратного участника Паралимпийских игр (Джефф занимался баскетболом на колясках) и первого американца с ножным протезом, который покорил Эверест.

Гласбреннер – известный лектор. Но если обычно он выступает с мотивационными рассказами о том, как превращать тяготы в триумфы, то Джонсон и съемочная группа узнали от него все «интимные» подробности жизни с современным протезом. Больше всего авторов фильма интересовало, как человек бегает, прыгает, карабкается без здоровой ноги и чему Джонсону нужно будет научиться, чтобы казаться достоверным инвалидом. Разумеется, у бутафоров и создателей визуальных эффектов тоже было много профессиональных вопросов.

За дизайн картины отвечала команда художника-постановщика Джима Бисселла, некогда «открытого» Стивеном Спилбергом во время подготовки к съемкам «Инопланетянина». С тех пор Бисселл работал над такими лентами, как «Близнецы», «Ракетчик», «Джуманджи», «300 спартанцев», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Главной задачей художника была проработка грандиозного небоскреба – создание его внешнего облика и всех помещений, куда герои попадают.

Чтобы здание было не только эффектным и инновационным, но и хотя бы отчасти правдоподобным, группа консультировалась с Эдрианом Смитом, архитектором «Бурдж-Халифа» – самого высокого здания в мире, которое находится в Дубае. Так, Смит посетовал на то, что для сверхвысоких построек нельзя найти лифтовые тросы подходящей длины, и в сценарии «Небоскреба» это было обыграно.

Разумеется, построить небоскреб для съемок было невозможно, да и не нужно – снимать картину на высоте было бы слишком опасно. Вместо этого группа полагалась на создателей компьютерной графики и много снимала в виртуальных декорациях. То есть на фоне зеленых экранов, которые затем заменялись интерьерами здания.

Однако были и съемки на улицах Ванкувера, и работа в парке Университета Британской Колумбии, который после существенной декораторской достройки изобразил многоэтажный внутренний парк «Жемчужины». Конечно, эти кадры все равно дорабатывались мастерами спецэффектов. Равно как и сцены пожара, поскольку группа старалась пореже включать горелки с настоящим огнем вблизи актеров. Ведь в съемках участвовали маленькие дети. Да и взрослые актеры могли подкоптиться в суматошных экшен-сценах.

Кстати, об экшен-сценах. Их придумывали так, чтобы любое препятствие Уилл и Сара преодолевали с огромным риском и с большим трудом. Никаких демонстраций заведомого превосходства и никакой завидной легкости. Фильм снимался как триллер, и Тербер добивался, чтобы лента была под стать лучшим образчикам жанра.

Персонажи «Небоскреба»

Кадр из фильма «Небоскреб»

Уилл Сойер – главный герой фильма. Бывший командир спецназа ФБР, он лишился ноги во время провальной операции. Теперь Уилл – кабинетный работник и эксперт по безопасности, которого привлекают для аудита самого высокого в мире небоскреба в Гонконге. Когда на здание нападают бандиты, Уиллу приходится отбивать у злодеев свою семью. Сойера сыграл Дуэйн Джонсон.

Кадр из фильма «Небоскреб»

Сара Сойер – главная героиня фильма. Жена Уилла и мать двоих детей, Сара обладает подготовкой армейского хирурга. В прошлом она благодаря этому спасла будущему мужу жизнь, а теперь она использует свои навыки, чтобы выжить и защитить детей во время нападения бандитов на небоскреб. Сару сыграла Нив Кэмпбелл.

Кадр из фильма «Небоскреб»

Жао – китайский миллиардер и технический гений. Жао придумал и построил колоссальный небоскреб, в котором разворачивается действие. Он становится основной мишенью для захвативших здание злодеев. Жао сыграл Чин Хань.

Кадр из фильма «Небоскреб»

Пирс – представитель компании, которая обещает застраховать небоскреб, если будут соблюдены все необходимые процедуры. Страховка необходима, чтобы здание можно было открыть для широкой публики. Пирса сыграл Ноа Тейлор.

Кадр из фильма «Небоскреб»

Бота – бандит-наемник из Южной Африки. Он вместе со своими людьми захватывает небоскреб, устраивает пожар и берет обитателей здания в заложники. Боту сыграл Роланд Мёллер.

Бен – начальник службы безопасности небоскреба. В прошлом Бен служил вместе с Уиллом в ФБР, и герой оказывается в небоскребе по протекции старого знакомого. Бена сыграл Пабло Шрайбер.

Ожидания

Из числа свежих лент с Дуэйном Джонсоном «Джуманджи: Зов джунглей» собрал в прокате почти миллиард долларов, а «Рэмпейдж» – более 420 миллионов долларов. Это вдохновляющие числа для прокатчиков «Небоскреба», которому при бюджете в 125 миллионов долларов будет достаточно заработать 300 миллионов, чтобы считаться окупившимся.

Конечно, оригинальным картинам, которые опираются только на звезду и трюки и эффекты, в наше время приходится нелегко, и впечатляющие сборы ленте не гарантированы. Однако Джонсон из тех редчайших нынешних звезд, у кого неплохие шансы собрать толпы зрителей своей физиономией на постере.

Первые отзывы критиков не слишком радуют, но журналисты пишут, что фильм подходит для тех, кто хочет развлечься в летний зной, когда не тянет делать ничего более умного. Китайские власти с этим полностью согласны – картина выйдет в их прокат в конце июля, хотя обычно середину лета полностью отдают национальным лентам. Посмотрим, поможет ли китайская жара голливудской Скале.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?