Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Статьи о кино

Сюжетные повороты, любовь к семье и поиск Бога: как и о чём снимает М. Найт Шьямалан

22 июля в прокат вышло «Время» — новый фильм М. Найта Шьямалана о таинственном пляже, на котором за пару часов люди стареют на несколько лет. Судя по отзывам критиков и первым зрительским оценкам, это, в общем-то, типичная картина автора, причём не только в плане всех примечательных режиссёрских фишек, но и в отношении одних и тех же ошибок, на которые раз за разом натыкается Шьямалан в своих лентах. Рассказываем, из чего соткана фильмография постановщика и почему зрительская любовь к нему всегда перемежается с ненавистью. Внимание, в тексте много спойлеров!

Добавить в закладки
Сюжетные повороты, любовь к семье и поиск Бога: как и о чём снимает М. Найт Шьямалан

Плот-твисты

Забавно, что сам Шьямалан дикие сюжетные повороты своей авторской фишкой не считает. Все твисты, дескать, диктуются не его любовью к неожиданным концовкам, а сутью жанра: триллер потому и популярен, что в один решающий момент зритель должен столкнуться с большой тайной и пересмотреть свой взгляд на историю. Хотя как бы М. Найт ни открещивался от плот-твистов, поп-культура всё помнит. Тут и скетчи из «Робоцыпа» со знаменитой фразой «Вот это поворот!», и фанаты автора, уже накидавшие в комментариях под трейлером «Времени» предполагаемые версии развязки, и в конце концов сама настойчивость режиссёра. Просто напомним, что твисты были более чем в половине его картин — тут уже сложно оправдываться условностями жанра.

Сюжетные повороты Шьямалана ошеломляют, пугают, а иногда, напротив, смешат. В «Шестом чувстве» твист оказывается настолько тонким и в то же время очевидным, что история действительно обретает новые смыслы. В «Знаках» неожиданная развязка и вовсе круто меняет понимание не столько зрителя, сколько героя — приняв божественный детерминизм или, иначе говоря, что всё предрешено кем-то свыше, герой Мэла Гибсона возвращается к вере. В трилогии «Стекла» поворот висит в воздухе: и в «Сплите», и в «Неуязвимом» зрителю остаётся выбирать из двух, по сути, озвученных финалов, угадывая, есть у героев сверхспособности или нет. Что ни говори, а такой интеллектуальный аттракцион найдётся чуть ли не в каждом фильме Шьямалана — и даже если твист слишком дурацкий (см. «Стекло»), он не может не вызывать эмоций. Так уж кино М. Найта устроено — к нему никогда не получается относиться равнодушно.

Семья — превыше всего

Мало кто знает, но Шьямалан — один из главных конкурентов Доминика Торетто. Тема семьи в его фильмах всегда была главенствующей и в то же время многогранной. Где-то это истории о тяжёлой участи детей, непонимании родителей и домашнем насилии («Шестое чувство»), где-то — сюжеты об утекающем сквозь пальцы времени, необходимости ценить каждые моменты с близкими («Время»), а где-то — истории о семье обретённой: в «Девушке из воды» почти не знакомые люди объединяются, чтобы вернуть героиню из сказки домой.

Но иллюзий Шьямалан не строит. Семья это не только благодать («Знаки»), но и самый настоящий кошмар. В «Визите» режиссёр показывает, как фантомное воспоминание о давно забытых родственниках может обернуться травматичным опытом. Маленькие брат с сестрой уезжают к бабушке с дедушкой, которых они никогда не видели. Дело в том, что старички в своё время обиделись на их мать, и конфликт превратился в многолетнее молчание с обеих сторон. Однако теперь топор войны закопан, и дети, чтобы мама спокойно провела время с парнем в круизе, решают отправиться к новообретённым родственникам. Те, само собой, окажутся не теми, за кого себя выдают, и каникулы у бабушки с дедушкой превратятся в квест по выживанию с психопатами в одном доме. С одной стороны, гештальт закрыт, с другой — травма никуда не денется.

Травма (о ней мы ещё поговорим отдельно, но тем не менее) у Шьямалана вообще неразрывно связана с семьёй. Дистанцированность отца сделала Китая (Джейден Смит в «После нашей эры») закомплексованным пареньком, следующим по пятам за тенью своего родителя. А во всё том же «Сплите» персонаж Тейлор-Джой, над которой в детстве было совершено сексуальное насилие со стороны друга отца, находит единственного понимающего человека в лице, как бы парадоксально ни звучало, многоликого Кевина Венделла Крама. Хотя сам Шьямалан — мы почти уверены — отец замечательный: две его дочки даже работали на площадке «Времени» и, в общем-то, занимают важное место в том числе в творческой жизни папы.

Верю-не-верю

Проблема веры у Шьямалана прослеживается с первых фильмов. Герой «Пробуждения», например, после смерти дедушки отправлялся на поиски Бога, а дебют автора и вовсе называется «Яростная молитва». Причём «вера» у режиссёра имеет сразу несколько значений. Есть и буквальное: в «Знаках» с ней сталкивается персонаж Мэла Гибсона, священник, бросивший церковь после смерти жены, для которого прибытие инопланетян на Землю становится причиной пересмотреть свой взгляд на мир и Создателя. Но есть и вера в другого человека, в его страхи и тайны: так Малкольм из «Шестого чувства» на протяжении всего фильма пытается сблизиться с пареньком, утверждающим, что он видит призраков. (До)верие другому для Шьямалана — самый что ни на есть гуманистический акт, одна из главных возможностей понять личность и проникнуться её травмой.

Хотя лучше всего этот аспект проработала трилогия «Стекла». В «Неуязвимом» главный герой узнаёт, что он может быть сверхчеловеком — и тут в дело вступает вера не в Бога или в другую личность, а в самого себя. На протяжении фильма Дэвид Данн пытается найти истину и в то же время не сойти с ума. Заканчивает его метания, собственно, «Стекло» — неоднозначное, но эффектный финал истории длиною в три фильма. Там учёная в исполнении Сары Полсон запирает Данна, Кевина Венделла Крама и Элайджу Прайса, считающих себя сверхлюдьми, в больнице и старается переубедить их в том, что у них есть какие-то способности.

Быть чудаком — это круто

С предыдущим пунктом этот связан очень тесно. Шьямалановские чудаки — вечные одиночки, люди, пытающиеся убедить себя в собственной исключительности и сражающиеся с миром, не готовым принять их инаковость. Трилогия «Стекла», понятное дело, не только о людях-супергероях, но и о самом Шьямалане: его ведь тоже критики и зрители вечно пытаются обвинить в глупости, отсутствии чувства меры и куче других грехов. Но он стойко переносит удары и продолжает снимать кино, стабильно приносящее прибыль и ему, и студиям. Другой фильм на эту же тему — «Девушка из воды». Там лузеры, бездельники и гики становились главными героями волшебной сказки, а одного из них — неудачливого романиста — сыграл сам Шьямалан. У чудаков полно травм, их потрепала жизнь и не принимают другие люди, но, только объединившись, они могут дать отпор врагам.

Вечное сияние постиронии

Так как сам Шьямалан (в лучшем смысле этого слова, конечно) тот ещё чудак, его фильмы часто оказываются до жути странными. Касается это прежде всего самых нелюбимых критиками и зрителями картин. Например, «Явления» — постмодернистского триллера а-ля «Птицы» Хичкока, только без какого-либо видимого антагониста. Дело в том, что формально врагом выступают растения, выбрасывающие в воздух смертельный токсин, поэтому весь фильм герои бегают из одного места в другое в надежде спрятаться от природных врагов. Уолберг разговаривает с пластиковыми деревьями, городской сумасшедший минуту рассказывает главным героям о хот-догах, а через несколько секунд после очередной странной комедийной сцены идёт эпизод, где подростков расстреливают из дробовика. Трудно понять, шутит Шьямалан или просто не чувствует границ, но за это его, в общем-то, и ненавидят, и любят.

Причём это свойство постиронии куда лучше работает в его признанных фильмах. Вот даже во «Времени» или в «Сплите» вместе с оператором Майком Гиулакисом они причудливо расставляют камеру и актёров, создают какой-то неестественный, чуть ли не театральный антураж — словом, пытаются сделать визуальную часть фильма настолько неправильной (или, напротив, слишком правильной и выверенной), что это начинает тревожить. Куда приведёт постановщика эта любовь ко всему странному, неясно, но раз уж «Время» смогло разделить публику на два лагеря, значит, своего авторского обаяния Шьямалан точно не растерял.

 

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?