
Вампиры и блюз встречают культурную апроприацию.
«Грешники» Райана Куглера прокатились по кинотеатрам с непредсказуемостью блюзовой импровизации: первый за более чем десятилетие действительно оригинальный фильм режиссера «Черной пантеры» и «Крида» собрал внушительную кассу и поверг критиков в восторг. Действительно, вампирский фильм в сеттинге американского юга начала прошлого века зверь редкий, а если к определенному культурному контексту добавить голливудский размах, то получится не просто очередной претенциозный хоррор в антураже ретро, а настоящее авторское высказывание. Впрочем, хоть изящности в подаче Куглеру и не занимать, «Грешники» носят флаг дискуссии о расизме не настолько элегантно, как герои Майкла Б. Джордана — дорогие чикагские костюмы.
Сюжет заворачивается в 1932 году в городе Кларксдейл, штат Миссисипи: «сухому закону» жить остается от силы год, а вот «Законы Джима Кроу» (неофициальное название постановлений, поражающих в правах черное меньшинство) работают на улицах в полную силу. Братья-близнецы Смоук и Стэк Мур (обоих играет Майкл Б. Джордан) возвращаются в родные места с идеей открыть бизнес. За спиной у героев ужасы Первой мировой и работа на чикагскую мафию, в карманах полно долларов, а в спрятанном у обочины проселочной дороги грузовике — контрабандного алкоголя. Братья за нескромную цену выкупают у типичного бывшего члена Ку-клукс-клана (Дэвид Мальдонадо) заброшенную лесопилку, где собираются открыть джук-джойнт — афроамериканскую Мекку танцев и блюза.
Большая часть хронометража «Грешников» посвящена собственно приготовлениям к предстоящему большому открытию заведения. К рискованному предприятию присоединяются юный кузен братьев Сэмми (актерский дебют музыканта Майлза Кэйтона), гитарист с душой поэта и золотыми руками, семья китайских эмигрантов, вышибала с добрым сердцем и пианист с железной печенью. Стэк встречает бывшую возлюбленную Мэри (Хейли Стайнфелд), озлобленную за то, что братья не удосужились посетить похороны ее матери, не последнее место занимавшей в их воспитании. А Смоук наведывается к бывшей жене Энни (Вунми Мосаку), прекрасно разбирающейся в поварском деле и магии вуду. Больше часа экранного времени «Грешники» напоминают историческую драму о травмах эпохи, с упоминаниями линчевателей, рабства и военного и гангстерского прошлого героев.
Все меняется с наступлением ночи, когда джук-джойнт заполняется людьми и музыкой. Саундтрек «Грешников» буквально пропитан эстетикой дельта-блюза — стиля, зародившегося в дельте Миссисипи в конце XIX века. Куглер и его постоянный соратник композитор Людвиг Горанссон долго изучали записи, дошедшие до настоящего времени в не самом лучшем качестве, и создали одно из самых органичных музыкальных сопровождений в карьере режиссера. В подготовке саундтрека участвовали реальные блюзмены вроде Бадди Гая (появляющегося в одной из финальных сцен), Бобби Раша и Джастина Робинсона. Но главным открытием фильма, конечно, является Майлз Кэйтон, лично исполняющий все песни в кадре, аккомпанируя себе на легендарной гитаре Dobro (играющей важную роль в повествовании).
А после впечатляющего музыкального антракта, ритм которого (иногда весьма резко) прерывают сюжетные врезки, Куглер выдает твист в духе «От заката до рассвета». Белые расисты — далеко не единственная угроза для яркого субботнего вечера в джук-джойнте. Из теней к дверям заведения выползают вокально одаренные вампиры во главе с Реммиком (Джек О’Коннелл) — сладкоголосым кровососом-манипулятором и легким намеком на культурную апроприацию блюза Элвисом Пресли сотоварищи. Куглер здесь не дает жанру ничего нового, даже скорее возвращается к его истокам. Местные вампиры боятся чеснока и святой воды, задорно горят на солнце, а войти в помещение могут только по ясно артикулированному приглашению принимающей стороны.
Несмотря на некоторую архаичность, жанровая ловушка Райана Куглера работает прекрасно. Объектом охоты в «Грешниках» оказываются не только главные герои с понятным цветом кожи, но и афроамериканская культура в целом: «Я очень хочу, чтобы мы все здесь стали одной большой семьей», — воркует Реммик, когда на просьбу войти в джук-джойнт получает отказ и затягивает Pick Poor Robin Clean — песню относительно новую для 1930-х, название и текст которой можно свести до заявления «оберу тебя до нитки». Метафора апроприации явно повторяется в одной из самых зловещих сцен фильма: главарь вурдалаков исполняет традиционный ирландский бэнгер Rocky Road to Dublin, а вокруг него медленно образуется круг новообращенных вампиров и заходится в дьявольской джиге.
География «Грешников» тоже выбрана не просто так. Кларксдейл, известный в реальности как одна из колыбелей дельта-блюза и движения за гражданские права чернокожих в Миссисипи, предстает не картонной деревушкой для урока истории, а живым организмом: с проповедями против «дьявольской» музыки, запахом табака и ощущением, что где-то рядом проходит граница между человеческим и нечеловеческим. Последнее, в свою очередь, пусть и топорно, но указывает на расовую сегрегацию, причем сразу на нескольких уровнях, из которых культурный оказывается наиболее значимым. Главная моральная дилемма фильма — как сохранить идентичность, если даже твоя музыка принадлежит кому-то другому?
В итоге «Грешники» — не столько фильм ужасов, сколько кинематографическая проповедь. Райан Куглер не первый раз доказывает, что умеет превращать жанр в исследовательский инструмент с огромным резонатором. Что в случае с «Грешниками» скорее навык положительный. Впрочем, не обошлось без сюжетных и стилистических шероховатостей и сбивчивого, как в импровизации, ритма. Все это, однако, не заслоняет собой ясный и звонкий посыл: история пишется не теми, кто громче, а теми, кому удалось выжить.
Рецензия интересная, спасибо, вот на это, например, не обратила внимание: "...во главе с Реммиком (Джек О’Коннелл) — .... и легким намеком на культурную апроприацию блюза Элвисом Пресли сотоварищи"
Последний раз что-то похожее было от просмотра... "На гребне волны". Принято говорить, что хороший фильм будет интересно смотреть даже если тема лично тебе не интересная, но в реальности такие фильмы выходят раз лет в 30.
То, что люди видят в этом фильме то ли повестку, то ли политические заявление, показывает, несколько мы отвыкли от кино, которое поднимает вопросы более вечные, чем современная политика. Ирландский вампир не пытается "украсть музыку черных", он с помощью музыки пытается восстановить потерянные связи с собственным прошлым. Режиссеру даже пришлось в интервью подчеркнуть, что Реммик не расист и напомнить про надписи "no dogs, no blacks, no Irishs" на дверях заведений того времени.
- Ответить
Изменено 29 мая в 13:36