Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Ведьма из Блэр - оглядываясь назад

Что бы не говорили злопыхатели, но фильм "Ведьма иэ Блэр: курсовая с того света" стал самым значительным событием ушедшего киногода и, видимо, одной из поворотных точек в кинематографе. На подходе вторая часть, снимаются пародии, критики ломают копья, зрители глотают валидол.

Добавить в закладки
Ведьма из Блэр - оглядываясь назад

Как возникает феномен

Все началось с ночного премьерного показа, состоявшегося в январе 1999 года на фестивале независимого кино САНДЭНС-99, созданного патриархом американского кинематографа Робертом Рэдфордом. Ничего не подозревающие зрители заполнили пространство кинозала, не представляя, что через восемьдесят с небольшим минут они выйдут с показа в шоке, парализованные никогда не испытанным ранее диким ужасом.
Как только в кинотеатре зажегся свет, представители кинокомпании "Артизан", специализирующейся на независимом, малобюджетном кино (блестяще "прокатавшей" фильм Дэррена Аронофски "Пи" в 1998 году), ринулись на поиски создателей "Ведьмы", судорожно мусоля дрожащими от волнения пальцами чековые книжки. Авторами этой картины оказались два молодых человека скромного вида, одного из которых звали Дэном Майриком, другого - Эдом Санчезом. После знакомства режиссёров с "Артизаном", старший из дистрибьютеров сразу предложил за фильм двум смущенным постановщикам миллион сто тысяч долларов США. Надо заметить, что в то время Санчез ездил на малолитражном "Хёнде", а Майрик на старом, раздолбанном джипе, и их единственной надеждой было продать свой фильм, созданный всего за $25 тысяч хотя бы кабельному телевидению. Увидев чек с немалым количеством нулей, режиссёры поняли, что с трудом созданная картина, замысел которой они трепетно вынашивали, еще заканчивая киноотделение Флоридского Университета, мягко говоря… удалась.
Заполучив фильм, "Артизан" разработал беспрецедентную и уникальную, в своём роде, рекламную компанию, чтобы подготовить "Ведьму" к ограниченному прокату. Картина стартовала в середине лета всего на 27 экранах и к 18 июля собрала фантастическую сумму в $ 1,5 миллиона. Воодушевлённый "Артизан" выпустил "Ведьму" в широкий прокат 30 июля (на 1101 экране) и, получив данные о доходах за первый уикенд , замер в оцепенении: за три дня фильм заработал почти $30 миллионов. В это время Америка дрожала от ужаса: взрослые, рассудительные отцы семейств отходили ко сну с включенным светом, людей мучила бессонница, постоянно преследовали жуткие видения. Многие американцы отказались отправляться в летние кемпинги и лесные походы. Ведущие американские издания: TIME, Variety, Rolling Stone, New York Times, Los Angeles Times и прочие в один голос пели оды новоявленному шедевру. Ведущий кинокритик Америки Роджер Иберт из "Чикаго Сан- Таймс" назвал "Ведьму" "выдающимся и эффектным фильмом ужасов". Его коллега, партнер и, по совместительству, второе "киноперо" Штатов, Джин Сискел, отозвался о фильме как о "самом страшном из тех, что ему доводилось видеть, и революцией в жанре ужасов". После двух месяцев проката, к октябрю этого года, фильм собрал в американском прокате фантастическую сумму в $140 миллионов, став самым прибыльным фильмом в истории кино. Прокат фильма в Америке успешно продолжается, а долгожданный выход картины на DVD добавил в копилку "Ведьмы" ещё немало зелёных кредитных билетов.

Как это произошло

В феврале 1785 года дети добропорядочных жителей маленького городка Блер, расположенного в штате Мэриленд, всего в двух часах езды от столицы Америки, пожаловались родителям на странную женщину по имени Элли Кидуорд, которая зазывала детишек в свой дом, чтобы, якобы, забрать у несчастных малышей их молодую кровь. Разгневанные обитатели городка устроили судилище, признали отшельницу Кидуорд виновной в колдовстве и, объявив приговор, привязали женщину к дереву в чаще леса на Чёрных холмах неподалёку от городка. Зима была лютой, Элли Кидуорд не вернулась в родное селенье и была признана погибшей. Год спустя, в ноябре 1786 -ого, почти все дети Блэра, включая отпрысков обвинителей, загадочно исчезли. Отчаянные поиски не помогли найти ребятишек. На городском собрании было решено, что ужасное несчастье - дело рук ведьмы Элли Кидуорд ; жители в ужасе покинули город навсегда. В начале 19 века на том месте, где находился Блэр был основан новый город под названием Бёркетсвиль. И жуткие явления стали происходить снова: исчезали дети; свидетели видели вблизи леса ужасную женщину, ноги которой не касались земли ;группу взрослых мужчин , разыскивающих пропавшего ребёнка, обнаружили садистки убитыми. В 1941 году был осужден и повешен детоубийца по имени Растин Пэрр, садистки умертвивший семь, похищенных ранее, городских малышей диким ритуальным способом. На суде Пэрр утверждал, что действовал так, как ему указывал призрак "чудовищной старухи".
В октябре 1994 года три студента кинематографического отделения колледжа, Монтгомери, Хезер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл Уильямс, отправились на съёмки курсовой работы о местном проклятье - Блэрской ведьме. Опросив жителей, студенты отправились в лес на Чёрных холмах, что находился в двадцати минутах езды от Бёркетсвиля. Больше кинематографистов никто и никогда не видел. Были объявлены официальные поиски, которые продолжались 10 дней подряд с использованием поисковых собак, вертолётов и даже сканирования местности с орбитального спутника. В общей сложности в розыске студентов участвовало 33 тысячи человек. Кроме одиноко припаркованной у обочины шоссе машины Леонарда, ничего найдено не было. В начале 1995 года дело об исчезновении кинематографистов было закрыто.
В конце 1995 года исследовательская группа студентов факультета антропологии Мэрилендского Университета обнаружила в глухой чаще сумку. В сумке находились жестяные коробки со снятой пленкой, DAT, кассеты Видео-8. Также были найдены 16 миллиметровая камера и видео-камера, принадлежащие, как стало известно позже, пропавшим студентам.
Фильм "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" смонтирован из оригинального материала, отснятого несчастной тройкой в роковые октябрьские дни.

Как это придумывалось

В 1990 году на кинематографическом отделении Флоридского Университета в Орландо познакомились два хипповатых студента: англосакс Дэн Майрик и сын эмигрантов с Кубы Эд Санчез. После небольшого периода общения между будущими режиссёрами возник интенсивный обоюдный "химический процесс". С тех пор ребята стали неразлучны. Майрик: "Мы друзья, во-первых, и лишь во-вторых - кинематографисты". Санчез: "Так случилось, что по отдельности мы не такие уж талантливые. Но вместе мы - один огромный, беспорядочный, но весьма пытливый мозг". На кинофакультете они познакомились с Греггом Хэйлом, Майком Монелло и Робином Кауи (выступившими последствии продюсерами "Блэрской ведьмы"), с которыми они создали свою собственную компанию "Хэксан Филмс", названную так в честь шведского фильма 1922 года ("Колдовство сквозь века"). Объединившись, по шутке Майрика, в один "креативный, думающий танк", на втором семестре они поставили фильм "Фортуна" (кстати, о ведьме), который тандем планирует выпустить в ближайшем времени на DVD. В 1992 году ребята задумали сделать фильм ужасов. Майрик: "Мы обнаружили, что по-настоящему страшных фильмов не появлялось уже давно, и мы стали соображать, что пугало нас, когда мы были детьми". Санчез: "Мы хотели сделать фильм ужасов, смешав его с ароматом жутких, псевдореалистических документальных фильмов пятидесятых. Затем мы стали думать, что по-настоящему может напугать нас до чёртиков".
И ребята пришли к абсолютно гениальному решению. Несмотря на то, что любимыми фильмами режиссёров были "Изгоняющий Дьявола" Фридкина и "Сияние" Кубрика , фильмы масштабные и дорогие, Санчез и Майрик двинулись по другому пути. Майрик: "Мы хотели сделать фильм, который выглядел бы, как обыкновенное домашнее видео, как любительский документальный фильм, снятый тремя студентами кинофакультета. Но при этом мы не хотели никаких летающих привидений и монстров. Нам нужно было что-то реальное, во что можно поверить. Вот мы и подумали….хмм, а разве не было бы жутко, если бы у тебя в лесу, в походе, исчез друг, а на следующую ночь ты услышал его дикие крики из чащи".
Идея родилась… Главным орудием по стимуляции ужаса станет воображение самого зрителя. Никаких бутафорских "пугалок" и спец-эффектов. Майрик: "По-настоящему страшно то, что ты не видишь. Как жуткие байки у костра: кино снимает уже твое воображение".
Режиссёры сделали специальный лже-документальный фильм под названием "Проклятье ведьмы из Блэр", который должен был быть показан по кабельным каналам телевидения, а также перед просмотром самого, снятого позднее, фильма. Майрик и Санчез занялись детальной разработкой "мифологии" и "преданий Мэрилендских лесов" (единственными настоящими призраками, которых, по слухам, являются погибшие в Гражданскую войну солдаты). После того, как была создана "затравка", режиссёры преступили к придумке самой полнометражной картины: три студента отправляются осенью в Мерилендскую чащу, откуда им никогда не будет суждено вернуться. Весь фильм будет снят самими "студентами". Никакого твёрдого сценария - полная импровизация, с соблюдением сюжетной линии создателей. Никакого контакта с постановщиками и членами съёмочной группы: три актера отправятся в промозглый осенний лес, где тайно следующие за ними режиссёры, будут оставлять в условных местах записки с указанием последующих действий. Воссоздание реальной экстремальной ситуации со спонтанными, не наигранными эмоциями - вот какой была основная цель Майрика и Санчеза. Закончив подготовительный предсъёмочный процесс, режиссёры скинулись со своими партнёрами по Хэксану и получили крохотульный бюджет для будущего фильма ( его истинная сумма была указана в буклете вышедшего в Америке в середине октября DVD) в размере $ 25 тысяч (цена нового приличного автомобильчика, по словам Майрика). Дело было сделано, и пришло время искать будущих "жертв" зловещей ведьмы.

Как это снималось

В самом начале 1997 года в специализированной газете "Back Stage" появилось объявление: "Требуются актёры для полностью импровизированного фильма, съёмки в лесу, очень сжатые сроки". Двадцатичетырехлетняя уроженка Пенсильвании Хезер Донахью, только что окончившая театральную школу "Уолнат Стрит", заинтересовалась объявлением. Хезер: "Обычно в этом журнале объявления предлагали сниматься за еду и копию фильма, после окончания съёмок. Это объявление показалось мне абсолютно необычным". Также посчитал и другой человек по имени Джошуа Леонард, открывший тот же номер "Back Stage". Джош: "Я приехал в Нью-Йорк на прослушивание. Абсолютный экспромт. Заходишь в комнату. Проходят две секунды и два парня, которые сидят там говорят тебе - "Вот уже десять лет вы сидите в тюрьме. Мы - комиссия по досрочному освобождению. Как вы думаете, имеет ли нам смысл отпускать вас?". Если кто-нибудь из прослушиваемых замешкивался хоть на долю секунды его отпускали на все четыре стороны". Джош не замешкался, как, впрочем, и другой паренек по имени Майкл Уильямс. Оба актёра получили роли. Хезер же пришлось возвращаться на прослушивание пять раз в течение трёх месяцев. В итоге ей удалось убедить продюсера будущего фильма Грегга Хэйла, что она - та самая. Всего было прослушано две тысячи (!) претендентов. Наконец, Санчез и Майрик назначили съёмки на середину октября. Актёры были основательно проинструктированы, обучены владению камерами, DAT и ориентированию с использованием специальной компьютеризированной навигационной системы (Global Positioning System или GPS), которая не позволила бы актёрам потеряться в дремучем лесу. Навигационная система была необходима, так как во время съемочного периода актёры должны были находится в чаще абсолютно одни. Санчез: "Технология GPS была использована во время войны в заливе, чтобы управлять ракетами "Эм Экс"". Продюсер Грегг Хэйл, бывший переводчик разведки Армии США и специалист по технике выживания, тщательно поработал с исполнителями: дикий лес, голод и холод- не шутки. Экстремальная ситуация, в которую постановщики намеревались поместить актёров, была частью режиссёрского замысла. Актёры должны были пережить то же, что и их персонажи, только без вмешательства сверхъестественных сил (в это же время подобным образом измывался над своими актёрами Стивен Спилберг, снимая "Спасти рядового Райана"). И вот съёмочная группа прибывает в Национальный Парк "Синека Крик", штат Мэриленд - место съёмок (а совсем не Бёркетсвильский лес, где сейчас топчутся сотни поклонников). Теперь актёрам, едва знавшим друг друга, предстояло провести восемь дней (в компании GPS) в осенней чаще. Весь съёмочный период актёры не видели ни одной живой души и не знали, чего ожидать. GPS показывала им маршрут и выводила их на ориентиры (Санчез и Майрик предварительно провели в лесу три недели, программируя GPS). Ориентирами были оранжевые флажки и находящиеся под ними коробки из-под молока. В коробках находился минимум еды (как правило, - крошечные батончики из овсяных хлопьев) и коробочки из под фотоплёнки, обозначенные именами каждого из актёров. В коробочках были записки с указаниями каждому актёру его последующих действий, причём его партнёры и понятия не имели, что он предпримет в следующую секунду. Кодовым словом для окончания съёмок для исполнителей было "Тако!": когда кто-то из актёров произносил его в процессе диалога, он тем самым просил сделать перерыв. В то время, когда измученные Хезер, Джош и Майк пытались дремать в своей хрупкой палатке в ночной тиши, рабочий день режиссёров уже начинался. Майрик и Санчез вставали в 3 часа утра, чтобы начать пугать своих ничего не подозревающих актёров. В этом им помогали также, специально нанятые люди (включая маленьких детей). Санчез: "Мы маскировались днём и ночью. Мы всегда должны были быть на один шаг впереди, чтобы исполнители вовремя получали записки. Среди ночи мы вставали, издавали звуки, выкладывали горки камней перед палаткой актёров, выли и стонали. В общем, рабочий день у нас и у них был - 24 часа в сутки". Встреча с режиссёрами произошла лишь в жуткой финальной сцене в заброшенном доме, где ведьма расправлялась с несчастными героями. Хезер была на таком взводе, что у нее началась истерика, и появившимся, наконец, из темноты постановщикам, пришлось долго приводить её в чувство.
По окончании съёмочного периода пришлось переснимать всего две сцены: одну из-за возникших технических трудностей, другую в связи с желанием режиссёров переделать концовку. Санчез: "Вообще- то мы сняли их целую кучу концовок". Майрик: "У нас было несколько вариантов". Какими же были снятые позже предполагаемые концовки? Санчез: "Одни более кровавые, другие более тупые. Сделали даже сентиментальную концовку. Но потом от них всех отказались. Ни одна не срабатывала так, как первый дубль". Отпустив актёров в "Мак Дональдс", под аккомпанемент их душераздирающих криков радости, Майрик сел монтировать картину. Из восемнадцати отснятых часов, он сделал полуторачасовой убийственный фильм. Это был первый проект в истории кино, снятый непосредственно самими актёрами.

Как правильно подавать фильм

После покупки "Ведьмы" "Артизан" придумал уникальный трюк.
Так как на тест-просмотрах большинство зрителей было на сто процентов убеждено в подлинности происходящего на экране, дистрибьютеры решили… похоронить актёров. По всему Мэриленду были расклеены листовки о розыске исчезнувших студентов. По телевидению брали интервью у представителей правопорядка и родственников пропавших. Истерия нагнеталась искусно и профессионально. По слухам, в рекламу картины "Артизан" вбухал весьма приличную сумму.
Так как исполнители участвовали в фильме под собственными именами, им было категорически запрещено давать интервью и "светиться" до крупномасштабного релиза "Ведьмы". А пока они, затаившись, ждали своей очереди, Майрик и Санчез прокатились на фестиваль в Канны и даже получили за своё детище приз.
Когда дистрибьютер Пэтрик Ваксбергер сказал, что фильм обязательно соберет ни менее $50 миллионов, смех не умолкал долгое время. Когда фильм собрал 100 миллионов - никто уже не смеялся. Создатель "Секретных Материалов" Крис Картер был в таком восторге от картины, что предложил Санчезу и Майрику снимать мистический сериал на любых условиях. Король ужасов Стивен Кинг, отправившейся на просмотр в инвалидном кресле после аварии, сказал, что этот фильм - одно из сильнейших впечатлений в его жизни. Члены самой мрачной американской готической рок-группы "Type O Negative" с удовольствием предоставили на саундтрек к ленте свою песню. Они утверждают, что "Ведьма", - самый страшный фильм со времен "Ночи живых мертвецов".
"Мы катаем в широком прокате не блокбастер, а специализированный артхаусный фильм, который собрал "всего" $140 миллионов", - говорит прокатчик Пэтрик Ваксбергер: "…этот фильм требует от воображения зрителя большей работы, нежели на обычном фильме ужасов. Тинейджерам и людям, привыкшим к "разжеванным" "страшилкам", это будет не просто".
Ан-нет, просто. Во Франции, где фильм уже стартовал, на его счету три миллиона франков. Первоначально предполагалось выпустить в прокат 90 копий картины, сейчас их напечатали уже 210! На все нападки поклонников традиционных американских фильмов ужасов на "Ведьму", Дэниэл Майрик ответил просто: "Ну что ж, раз так, то пусть возьмут на прокат "КРИК 2". А Эдуардо Санчез добавил: "Вкусы же у всех разные, что поделаешь…".

Как и что

 

  • После того, как была отснята последняя сцена в зловещем доме, вся съёмочная группа "Ведьмы" начала биться об заклад: кто на спор останется в мрачном жилище на ночь за $250? Желающих не оказалось.
  • То, что Хезер и Майклу предстояло найти рано утром перед своей палаткой, после того, как их оператор исчез, - были зубы Джоша. Не глаза, язык или пальцы, как считают многие, а зубы, одолженные по такому случаю специально, у дантиста. Это единственный натуралистический момент за весь фильм.
  • На вопрос было ли действительно страшно самим режиссёрам во время съёмок картины, Эд Санчез ответил: "Да. В тот момент, когда я увидел голым продюсера фильма Грегга Хэйла".
  • Вещи Джоша были вымазаны особой сверхъестественной слизью, которой ведьмы помечают своих жертв.
  • На вопрос : "Согласились бы режиссёры сделать продолжение "Ведьмы" на крупной голливудской студии с многомиллионным бюджетом?", Эд Санчез ответил: "Только в том случае, если удастся заполучить Памелу Андерсон на роль ведьмы!".
  • Следующим фильмом Санчеза и Майрика станет комедия (!)под названием "Сердце любви" (Майрик: "Тупое название для тупого фильма"), которая , в отличие от предыдущей картины, исследует не причины подсознательного страха , но… смеха. Сами режиссёры описывают её, как смесь "Аэроплана!" и "Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира".
  • Во время демонстрации "Ведьмы" на Каннском фестивале, по городу были развешаны придуманные "Артизаном" плакаты о розыске Джоша, Майкла и Хезер. Городской полиции это очень не понравилось, так как в этот момент в городе во всю орудовал киднэппер. Плакаты организаторам пришлось снять.
  • Режиссёры сделали свой фильм, по сути, в рамках манифеста датских кинематографистов "Догма". Санчез: "Мы нарушили пару их правил. Усиливали свет, ставили камеру на штатив. Но в целом, мы были чертовски близко".
  • Когда в первой части фильма актёры по-настоящему интервьюировали жителей Бёркетсвиля (не зная, кто подставлен режиссёрами, а кто - нет), происходили забавные вещи. Например, многие настоящие, ничего не подозревающие, жители городка на вопрос, слышали ли они о ведьме, на полном серьёзе отвечали, - "Да, разумеется!". Тем не менее, совсем не забавно смотрится двухлетний ребёнок, отчаянно пытающийся закрыть рот своей матери в тот момент, когда она рассказывает о ведьме (см. "Как это произошло").
  • Обязанности тандема режиссёров при работе над "Ведьмой" распределялись следующим образом: более опытный, 35-летний Майрик, занимался с актёрами, а 30-летний Санчез - придумывал разные финты и обставлял сцены. В то время, как актёры спорили друг с другом, за кустами тихо прятался Майрик, подслушивавший, о чём они говорят, и решавший, как направлять действие дальше. Меджу тем, Санчез галопом отсматривал уже снятый материал.
  • Очень многих людей в кинотеатрах укачивало от постоянно плавающего фокуса камеры, а киномеханикам приходилось мучаться, чтобы стабилизировать кадр в начале каждой части.
  • Вот как надо готовиться к выпуску собственного фильма! Сайт в Интернете, посвященный ведьме и лже-мифологии с ней связанной, был создан лично Эдом Санчезом. Он появился в сети ещё в июне 1998 года(!).
  • В Голливуде поговаривают, что Майрик и Санчез возглавляют список режиссёров, которых предприимчивые владельцы студии МИРАМАКС, братья Вайнштейны, хотят видеть во главе своих проектов.

 

Текст: Алексей Простяков
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?