Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Рецензии

Венеция’2025: рецензия на фильм «Франкенштейн» — старомодную сказку о боли бессмертия от Гильермо дель Торо

Джейкоб Элорди и Оскар Айзек в монументальной экранизации романа Мэри Шелли.

Добавить в закладки

Трейлер

Гильермо дель Торо не нуждается во вводных пассажах и подтверждении неподдельного таланта: кинематографист мексиканского происхождения давно занял собственную нишу в мире кино, получив и «Золотого льва», и «Оскары», и прочие достижения в позолоте. Его страшные сказки, будь то «Форма воды» или «Лабиринт Фавна», чаще не пугают, а заставляют плакать, а бесприютных сирот неизменно приводят к дому.

«Франкенштейн» — не новый взгляд на классический фильм ужасов Universal, который увековечил монстра в поп-культуре, а вольная интерпретация романа Мэри Шелли. Книга романистки и сказка Карло Коллоди «Пиноккио» сопровождали Гильермо с детства и, по словам режиссёра, входили в условный bucket list — список того, что надо успеть сделать в жизни. Кукольная анимация, ведущая диалог с вечностью, вышла три года назад, теперь пришла пора «Франкенштейна», который историей о смерти трогает за живое. Впрочем, как и все мифы и легенды Гильермо.

С первого кадра захватывает дух от неприступности заснеженных просторов: необъятными глыбами льдины нависли над моряками, укутанными в потрёпанные пальто. Судно сковало в северных водах: сложнее всего в диких краях даже не выбраться с хрустальной отмели, а подобрать случайного пассажира. Но капитану Андерсону (Ларс Миккельсен) предписано стать свидетелем встречи косматого человека с холодным сердцем (Оскар Айзек) и исступлённого монстра (Джейкоб Элорди) — с душой нараспашку и сжатыми кулаками. Пролог сменят две главы — создания и прощания: в первой одержимый идеей победить смерть учёный Виктор Франкенштейн экспериментирует с евгеникой и электричеством. В следующей Чудо, рождённое из опытов, хочет научиться жить и даже любить, но робкие чувства к окружающему миру обречены быть невзаимными из-за внешнего уродства существа, сшитого из других тел.

За размах — от жизни до смерти, от земли до Луны, от ненависти до любви — «Франкенштейна» дель Торо хочется немедленно искупать в любви и восхищении — самом непосредственном, не кинокритическом, а абсолютном детском. Возможно, не стоит водружать премьеру на вершину режиссёрского Олимпа, но так или иначе масштабная и классическая, или даже старомодная картина будто уносит куда-то далеко-далеко. Может, и не в XVII век (время, описанное в романе), а в не так давно ушедшую эпоху, когда фильмы казались значительными величинами — и идейно, и даже физически. Поражает и возведённая в блокбастерную величину поступь готического романа, и чарующая архитектура света и тени, и музыка Александра Деспла. Вселенная внутри кадра кажется значительной и узнаваемой: таким мир видит только Гильермо дель Торо.

Производством картины занялся Netflix, но режиссёр настоял и на усечённом прокате перед онлайн-релизом — и даже этого недостаточно. Во время просмотра на фестивале в Венеции не покидало ощущение, что «Франкенштейну» тесно на экране — ему словно нужно раскинуть полотно где-то за пределами дворцов и расправить плечи, как и чудовищу, которому из-за собственных габаритов неуютно сидеть на цепи в подвале.

Бесприютность и сиротливость монстра эмпатически передаёт с экрана Джейкоб Элорди — мурашки по коже! Свою фактуру и возмутительную красоту, по природе близкую к совершенству античных скульптур, актёр преобразует в пугающую пластику статуи с лицом, изуродованным шрамами. Актёр, которого до того можно было обвинить в успехе за счёт внешности, перевоплощается в совершенно особенное и неповторимое существо — пугающее и нежное, дикое и ранимое, живое и мёртвое. Дель Торо не следует тексту слишком скрупулёзно, но тщательно оберегает идею: как и в случае с «Пиноккио», режиссёр предлагает своё прочтение всем знакомой истории. Монстры дель Торо и прежде заслуживали проявлений гуманизма куда больше, чем люди: и призрак погибшего мальчишки в «Хребте дьявола», и человек-амфибия в «Форме воды», и теперь — словно предводитель всех изгоев — монстр Виктора Франкенштейна. Глава, посвящённая азам жизни «современного Прометея» на воле, беспрестанно заставляет сердце сжиматься: как прекрасен и ужасен мир, населённый самыми опасными существами!

Разумеется, самым непредсказуемым и жестоким созданием оказывается не порождение прозорливого ума, а обладатель амбиций поменять жизнь и смерть местами. Виктор Франкенштейн Оскара Айзека неотразим в своей решительности и отвратителен в тщеславии человека, почувствовавшего себя богом. Основным отличием от романа Шелли становится биография Виктора: вместо любящей семьи Виктору достался тиранический отец, чей перфекционизм, выбитый из сына прутьями, превращает отпрыска в такого же домашнего тирана, который требует уже от своего порождения взросления через боль и не прощает ошибок.

Венецианский кинофестиваль будто бы особенно чувствителен к персонажам, которые учатся жить с нуля, не понимая законов общества: в позапрошлом году Белла Бакстер (Эмма Стоун) осваивала мир через телесность и попрание социальных норм в картине Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Монстр Франкенштейна — будто её младший брат, для которого физические метаморфозы неизменно связаны с насилием и агрессией. Ласковыми к созданию становятся случайные люди, которые надолго не задерживаются в судьбе: слепой старик из далёкой деревни (Дэвид Бредли) и невестка Виктора Элизабет (Миа Гот). Именно в присутствии женской фигуры рядом чувствуется родственность отшельника с другими великими изгоями мира кино, вроде Кинг-Конга. Прометей Элорди — будто бы общее признание в любви всем сиротам, отщепенцам и недолюбленным детям, не принятым большим миром. Ещё одна сказка дель Торо вновь учит милосердию и умению видеть красоту в любом живом существе: каждый гость может стать родным в доме, который построил Гильермо.

Текст: Настасья Горбачевская
12 комментариев
А
Ну как же хочется хорошего фильма от дель Торо, а то в последние годы сплошное разочарование (говорю о вас, "Аллея кошмаров" и "Пиноккио"). Жаль, что опять история, мягко говоря, не свежая, но уж ладно
Скрыть 1 ответ
1 ответ

не жду прорыва, но буду приятно удивлен, если он случится . "Аллея кошмаров", стилизованная до состояния декоративной поделки, ужасно разочаровала вторичным и пустым сюжетом. про "Кабинет странностей..." писать не хочется, проект , изначально мертворожденный для стримингов... на фоне этих фейлов умерил ожидания от новых фильмов Мастера
Скрыть 4 ответа
4 ответа
Отрадно слышать, что старик Гильермо не растерял талант
Года три назад читала книгу Шелли. Не буду притворяться, что сама уловила всю суть, не без помощи критиков, конечно, но её истинный смысл, как вы и пишете, это притча о человеческой гордыне и ответственности за свои творения .
Все это очень современно: люди создают технологии, искусственный интеллект, но не готовы отвечать за последствия.
Будет интересно посмотреть на неё глазами Дель Торо, тем более такая достойная оценка
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Сколько патетики в рецензии. А потом не окажется, как уже 100 раз до этого было с другими фильмами, что сильно перехвалили?
Изменено 31 августа в 14:11
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?