Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Я не узнаю вас в гриме…

Главный визуальный вид искусства современности – кинематограф – строго следует правилу: «Хочешь, чтобы твоего персонажа полюбили, сделай его узнаваемым»

Добавить в закладки
Я не узнаю вас в гриме…

Когда речь заходит об известном киноперсонаже, который часто меняет облик, первым в памяти всплывает, естественно, Джеймс Бонд. На сегодняшний день уже шесть актеров (не считая Барри Нельсона, актера из сериала «Кульминация» 1954 года, не входящего в официальную бондиану) подарили свой облик элегантному британскому Агенту 007, и споры о том, кто же является лучшим воплощением шпиона с правом на убийство, не утихают по сей день.

Кадр из фильма «Доктор Ноу»

Классическим Бондом был и остается Шон Коннери. История его привлечения и ухода из франшизы широко известна, поэтому напомним лишь, что не слишком популярный к 1961 году Коннери был утвержден на роль в «Докторе Ноу» только после того, как Альберт Брокколи и Йен Флеминг забраковали с десяток актеров категории «А», среди которых был даже Кэри Грант. Коннери, при всей нелюбви к его кандидатуре Флеминга, подписался на пять фильмов бондианы, а сыграл аж в семи, если считать «неканонический» «Никогда не говори никогда». К окончанию своего контракта в 1967 году актер настолько ненавидел своего героя, что поклялся к роли больше не возвращаться (правда, обещания своего не сдержал).

Кадр из фильма «На секретной службе Ее Величества»

В 1968 году перед Брокколи встала серьезная проблема – поиск наследника Коннери, первая смена лица Джеймса Бонда. Мечущиеся в панике продюсеры снова перебрали массу вариантов и остановились на австралийце Джордже Лэзенби. «На секретную службу Ее Величества» был призван актер, в котором мышц и атлетизма было больше, чем таланта и харизмы. Конечно, это был провал – после и без того не самого аристократичного Коннери смокинг на деревянном Лэзенби сидел хуже, чем на базарном манекене. Зрители, мягко говоря, были шокированы – фильм с Лэзенби собрал в прокате почти вдвое меньше последней картины с Коннери. Вот такой неудачный опыт смены облика.

Кадр из фильма «Человек с золотым пистолетом»

Спасти положение помогли деньги – Коннери удалось уговорить сыграть еще в одном фильме, только в полтора раза увеличив гонорар. Но кардинально вопрос решен не был, появление нового лица было неизбежно. Этим «новым лицом» стал Роджер Мур. По воспоминаниям Альберта Брокколи, Мур был выбран Флемингом «в отместку» за Коннери, которого писатель невзлюбил с первых минут. На этот раз создателям бондианы удалось сохранить некоторую преемственность, при всей визуальной непохожести Коннери и Мура, последний больше соответствовал образу, созданному в 1962 году, нежели атлет Лэзенби, да и финансовые показатели картин с новым Агентом 007 радовали глаз. На том и порешили на ближайшие 12 лет.

Кадр из фильма «Лицензия на убийство»

После такого рабочего стажа на должности главного защитника Британии замена помышляющему о пенсии 57-летнему Роджеру Муру нужна была соответствующая. Она нашлась в лице валлийца Тимоти Далтона, актера скорее драматического, чем героя боевика. Далтон сделал Бонда более человечным, перенес акцент с хитроумных изобретений, гаджетов и приспособлений на внутренний стержень своего героя, что не осталось незамеченным зрителями – Бонд-Далтон пришелся по душе поклонникам. Увы, сам актер не был большим любителем смокинга, бабочки и пистолета и ушел «в отставку» всего после двух фильмов, уступив место пятому Бонду – Пирсу Броснану.

Кадр из фильма «Золотой глаз»

Ирландец Броснан однажды уже едва не получил роль, о которой метал с юных лет, – выбор пал на него еще в 1986 году, когда Брокколи искал замену Роджеру Муру. Тогда Броснан оказался связан контрактом и от роли Бонда вынужден был отказаться. Во второй раз актер шанс не упустил и в 1995 году вернул Агента 007 на большие экраны после шестилетнего перерыва. Соскучившийся по любимому герою зритель с радостью принес в кинотеатр сумму, более чем вдвое превышавшую сборы последней картины с Тимоти Далтоном в главной роли, – бондиана стала настоящим блокбастером. Особенно приятным для Броснана стала похвала от Шона Коннери, назвавшего его идеальным исполнителем их общей роли.

Кадр из фильма «007: Координаты "Скайфолл"»

Свой пистолет и галстук-бабочку Броснан повесил на гвоздь в 50. Посчитал, что современный Бонд должен оставаться молодым, и роль перешла Дэниелу Крейгу. Эта смена фасада вызвала, пожалуй, наиболее жаркие споры (спасибо Интернету) – голубоглазый (?) блондин (?) с лицом водопроводчика (?); шума в среде поклонников было немало. Однако Крэйг с достоинством ответил на все нападки – первый фильм с его участием, «Казино “Рояль”», впервые в истории бондианы перешагнул через полумиллиардный рубеж кассовых сборов, а третий – «007: Координаты Скайфолл» легко перемахнул миллиардную отметку. Бонд XXI века дал прикурить всем своим предшественникам, и сейчас уже невозможно представить кого-то иного, говорящего в кадре «Бонд, Джеймс Бонд». К счастью, и задумываться об этом рано – лицо Бонда не претерпит изменений как минимум в двух ближайших картинах.

Кадр из фильма «Охота за "Красным октябрем"»

Другим столь же непостоянным на лица является еще один киношпион – Джек Райан. Конечно, число экранизаций романов Тома Клэнси не может потягаться с тем, что снято на базе произведений Йена Флеминга, но актеры в этих постановках задействованы были не менее яркие. Открылась история Джека Райана на большом экране «Охотой за “Красным октябрем”» 1990 года режиссера Джона МакТирнана, картиной, подведшей черту под эпохой холодной войны. Советский Союз уже трещал по швам, в мире началась эпох разоружения, а потому «Охота» выглядела неким эхом страхов предыдущих трех десятилетий. Главным героем картины должен был стать Алек Болдуин, исполняющий роль аналитика ЦРУ доктора Райана, но его на второй план оттеснил великолепный Шон Коннери в роли советского капитана Рэмиуса.

Кадр из фильма «Игры патриотов»

В 1992 году студия Paramount решила продолжить «райаниану», но вновь назначенный на место постановщика Филлип Нойс в главной роли для своих «Игр патриотов» видел только Харрисона Форда. Так заслуженный Хан Соло и Индиана Джонс (к счастью, эти герои своих лиц не меняли) на два фильма погрузился в офисную работу аналитика американской разведки, изредка перемежающуюся перестрелками и погонями. Зрители были не против такого развития событий – пятидесятилетнему к тому времени Форду невероятно шла благородная седина, вводящая в заблуждение противников его героя.

Кадр из фильма «Цена страха»

В 2001 году студия предприняла попытку «омолодить» Джека Райана. На роль обновленного главного героя был приглашен набирающий обороты Бен Аффлек, уже прошедший огонь и воду «Перл-Харбора» и медные трубы «Умницы Уилла Хантинга». Экранизация романа Клэнси «Все страхи мира», на пленке получившая название «Цена страха», могла стать кассовым хитом, но увидела свет в крайне неудачный момент – Америка только начала оправляться от удара 11 сентября и не была готова погружаться в атмосферу террора в темноте кинозалов. Фильм затраты на производство отбил, но о продолжении речь не велась еще долгие десять лет, пока Paramount не решилась на глобальную перезагрузку – решено было начать карьеру Джека Райана с нуля. Конечно, для этого было необходимо новое лицо, и Райаном № 4 стал Крис Пайн. Как сложится судьба персонажа, покажет самое ближайшее время – прокат «Джека Райана: Теория хаоса» стартует совсем скоро. Пока студия держит в уме сиквел, но зеленый свет ему включит только зрительское расположение.

Кадр из фильма «Джек Райан: Теория хаоса»

Раз уж мы упомянули «перезагрузку» франшиз, то неправильным было бы не вспомнить о таком пласте кинокультуры, как комикс-экранизации. Не будем считать сменой фасада полный перезапуск, например, «Человека-паука», когда Тоби Магуаера сменил Эндрю Гарфилд. Пожалуй, не выглядит монолитной конструкцией и чередование Кристофера Рива, Брэндона Рута и Генри Кэвилла в образе Супермена. А вот история Бэтмена вполне может стать иллюстрацией реакции зрителей на смену ведущего актера. В 1989 году картина Тима Бертона «Бэтмен» под маской Летучей мыши скрывала тогдашнюю музу режиссера актера Майкла Китона (Джонни Депп еще не встретился на жизненном пути готического голливудского сказочника). Фильм имел феноменальный успех, интерес к персонажу и комиксам вообще подскочил, и Бертон вместе с Китоном взялся за вторую картину.

Кадр из фильма «Бэтмен»

После выхода «Бэтмен возвращается» Бертон был готов продолжить развивать мифологию Готэм-сити, но Warner Bros. дала понять, что не намерена продолжать сотрудничество. Вместе с обиженным режиссером третью картину покинул и Майкл Китон. На освободившееся место в 1995 году были приглашены соответственно Джоэл Шумахер и Вэл Килмер. Назвать шедевром «Бэтмен навсегда» язык не повернется даже у самых преданных поклонников персонажа – в картине появился Робин, злодеи больше напоминали цирк уродцев, а о костюмах супергероев с сосками не судачил только ленивый. Замена Китона на Килмера на этом фоне ушла на десятый план. Но не для Шумахера, не ужившегося с актером на съемочной площадке. В четвертый фильм «Бэтмен и Робин» на главную роль режиссер пригласил уже Джорджа Клуни, но, увы, франшиза катилась в пропасть с такой скоростью, то имя в титрах уже не имело значения. Вышедший почти десять лет спустя первый фильм трилогии о Брюсе Уэйне Кристофера Нолана, где в главной роли выступил Кристиан Бэйл, нельзя считать прямым продолжением классической квадрилогии, как нельзя присоединить ни к тому, ни к другому грядущий кроссовер «Бэтмен против Супермена», где Темным рыцарем выступит Бен Аффлек. Последний теперь является «официальным лицом» популярного супергероя на долгие годы, по слухам, маску с ушками Аффлеку предстоит носить не меньше чем в шести картинах.

Кадры из фильма «Бэтмен: Начало»

В отличие от DC, экранизации комиксов издательства Marvel своего размаха достигли уже в новом веке, а потому особых изменений в актерском составе того, то принято называть «Мстители объединяются», пока не наблюдается. Исключение составляют лишь зеленый великан Халк да Железный патриот. Первая попытка сделать блокбастер о могучем монстре, предпринятая в 2003 году с Эриком Баной в главной роли, не нашла поддержки ни у фанатов комикса, ни у критиков. В 2007 году Marvel отмахнулась от фильма Энга Ли и «перезапустила» героя в новой картине – «Невероятный Халк», где доктора Бэннера сыграл уже Эдвард Нортон. Несмотря на то что картина в целом удовлетворила и студию, и зрителей, Нортон от дальнейшего участия в проекте отказался и передал бразды правления зеленым великаном Марку Руффало. У зрителей просто не было возможности повозмущаться – «Мстители» своим напором развеяли все сомнения в состоятельности нового актера, играющего роль Брюса Бэннера. Теперь фанаты требуют от студии персональный фильм уже о «новом» Халке.

Кадр из фильма «Мстители»

С Железным патриотом все обстоит еще прозаичнее. Впервые появившийся в «Железном человеке», этот персонаж был сыгран Терренсом Ховардом. К моменту начала работы над сиквелом у Ховарда и Marvel возникли «творческие разногласия» (по слухам, актер проявил феноменальную жадность), и в «Железном человеке 2» военную форму полковника Роудса примерил уже более сговорчивый Дон Чидл. И носит ее уже две картины подряд. Продюсеры анонсировали участие Чидла в «Мстителях: Эре Альтрона», а также не исключают отдельного фильма для этого героя. В стане Marvel царит стабильность.

Кадр из фильма «Железный человек 2»

Пока мы касались лишь творческих расхождений во взглядах, выливавшихся в смену актеров. К сожалению, известны и случаи, когда причиной замены становятся более трагические обстоятельства. Самым известным примером такого печального происшествия является смерть Ричарда Харриса, актера, исполнившего роль Дамблдора в первых двух картинах поттерианы – «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната». В 2002 году актер скончался, и начиная с третьего фильма, «Гарри Поттер и узник Азкабана», роль директора Хогвартса исполнял Майкл Гэмбон.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Непонятна пока и судьба персонажа Пола Уокера, трагически погибшего в автокатастрофе в самый разгар съемок «Форсажа 7». По одним слухам, роль может «доиграть» брат актера, по другим – герой может быть просто выведен из повествования, студия и сценаристы пока находятся в раздумьях.

Фото со съемочной площадки фильма "Форсаж 7"

И чтобы не заканчивать рассказ на минорной ноте, вспомним еще одного феноменально переменчивого героя, на этот раз телевизионного. Речь, конечно, идет о «Докторе Кто». Роль пришельца, Повелителя времени, главного героя научно-фантастического сериала, идущего на британском ТВ уже 50 лет, исполняли уже тринадцать актеров! Такая карусель лиц не была задумана с самого начала. Причиной первой замены стало неважное здоровье исполнителя роли Первого Доктора Уильяма Хартнелла, актера мучило больное сердце, из-за чего часто приходилось переносить съемки. Компромисс был найден введением в сюжет важного допущения – Доктор может время от времени регенерироваться в новом облике. И пошло-поехало! Классический сериал сменил семь актеров в главной роли, новая версия, запущенная в 2005 году, отмечена уже четырьмя исполнителями. Думаете, зрители приходят в негодование от такой частой смены облика своего любимого героя? Ничуть! Наоборот, ожидание оглашения имени нового, Двенадцатого Доктора стало ярким событием для поклонников сериала по всему миру, а трансляцию шоу, где оглашалось, кто будет повелевать временем в восьмом сезоне сериала, смотрели миллионы телезрителей.

Кадр из сериала "Доктор Кто" (1963)

Как видите, смена лица – не такой уж и экстравагантный ход. Определенный риск присутствует, безусловно, но при современном уровне профессионализма продюсеров, кастинг-директоров, маркетологов и пиар-службы замену актера, исполняющего любую роль, можно провести не только безболезненно, но даже с выигрышем для общего дела студии или франшизы. Главное – не переусердствовать, зритель ценит игру, но не мошенничество.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?