Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
В кинотеатрах США прошла премьера самого скандального фильма со времен "Последнего искушения Христа" -- "Страсти Христовы", снятого знаменитым актером и режиссером Мелом Гибсоном. Как и следовало ожидать, шумные акции протестующих против опасного зрелища только подлили масла в огонь: залы переполнены, билеты раскуплены...
Фильм Мела Гибсона вызвал нездоровый, и потому массовый интерес
У нас этот фильм должен выйти в апреле. Печальный опыт реакции Православной церкви на показ по НТВ картины Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" несколько лет назад заставляет опасаться новых цензорских искушений. Тем более что на этот раз задетыми почувствовали себя влиятельные еврейские религиозные и общественные организации: еще почти никем не виденный фильм обвиняют если не в прямом антисемитизме, то во всяком случае – в способности провоцировать антисемитские настроения. До просмотра трудно судить, в какой мере это так. Сошлюсь на первую реакцию в странах, где фильм уже на экранах.
127-минутная лента, снятая на латинском и арамейском мертвых языках с живыми английскими субтитрами, вобрала последние 12 часов жизни Христа; прямой сюжет его восхождения на Голгофу перебивается ретроспективными эпизодами, живописующими рождение Христа, его отношения с Марией Магдалиной (Моника Белуччи), его приход в Иерусалим, Нагорную проповедь, тайную вечерю… При этом Мел Гибсон решительно отказался от сладенькой традиции прежних фильмов о Христе, которые скорее усыпляли аудиторию, чем ее волновали, сильно напоминая воскресную проповедь для детворы. Христос и его ученики в таких фильмах, пишет критик Роджер Эберт из "Чикаго трибюн", всегда были преувеличенно опрятны и походили на бизнесменов из "среднего класса".
"Гибсон сделал угнетающе болезненное зрелище, которое к финалу полностью подавляет психику зрителей, – писала "Нью-Йорк Таймс" в день премьеры 25 февраля. – Это крайне грустно – смотреть фильм, снятый с такой безусловной верой в Бога, но и с таким минимальным почтением к нему". Автор статьи не видит принципиальной разницы между средствами, которые использовал Гибсон в фильме о Христе, и приемами Квентина Тарантино в его недавнем кровавом триллере "Убить Билла", и находит забавным, если критики, дружно клеймившие Тарантино, станут петь дифирамбы "Страстям Христовым".
Чтобы лучше понять позицию Гибсона, надо вспомнить о том, что это ярый католик ультраконсервативных взглядов, категорически не принимающий нововведений вроде чтения молитв на современных языках. Он не ест мяса по пятницам, строго блюдет запреты и обряды, на которых вырос и воспитан, и утверждает, что съемками его картины руководил непосредственно Дух святой. Раны Христа, по свидетельству исполнившего эту роль 35-летнего Джеймса Кэвизела, он воспринимает как собственные. Вероятно, это почти фанатическое восприятие Евангелия подвигло Гибсона на столь болезненные формы его воплощения. И возник, по мнению видевших фильм наблюдателей, занятный парадокс: тезис "он умер за наши грехи", обычно воспринимаемый как морализующая абстракция, в фильме предстал кошмарно реальным, катарсиса – очищения страданием – нет и не предвидится. Измученная зрелищем аудитория в силу физиологической невыносимости происходящего жаждет, чтобы пытки скорее прекратились, – хотя это обессмыслило бы Искупление как одно из базовых понятий теологии, религия лишилась бы своей главной опоры.
Это будет тот редкий случай, когда массовый зритель хлынет смотреть кино, снятое фанатически верующим человеком совсем не для развлечения.
12 лучших фантастических фильмов 2025 года
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский, Константин Мышкин
«Лакримоза» нас связала: рецензия на мини-сериал «Амадей»
Сегодня / Текст: Егор Козкин
Риелтор на грани нервного срыва: кому можно продать дома героев фильмов в 2025 году?
Сегодня / Текст: Яна Телова, Константин Мышкин
Ничего не чувствую: почему 2025-й — год мужской депрессии в кино?
24 декабря / Текст: Егор Козкин
Рецензия на фильм «Буратино»: он не игрушка? он живой?
24 декабря / Текст: Ная Гусева
Лучшие игры 2025 года
24 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).