Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Наполеон» — большой байопик о маленьком человеке

Историческая драма от мастера жанра Ридли Скотта про войну, мир и непомерные амбиции.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Владислав Шуравин
Владислав Шуравин Автор film.ru с 2019 г. 576 публикаций

1793 год. Королеву Марию-Антуанетту казнят на гильотине. Из толпы за убийством последнего монарха страны следит офицер Наполеон Бонапарт (Хоакин Феникс). Спустя несколько лет военный обзаводится внушительным резюме: осаждает Тулон, подавляет восстание роялистов и даже атакует Каир. Успехи на поле боя и любовь народа позволяют мужчине стать Первым консулом Франции. Но на пути героя стоит несколько проблем: неверная жена Жозефина (Ванесса Кирби), которая, кроме всего прочего, ещё и никак не может забеременеть, а также непомерные амбиции политика по завоеванию всего мира.

Хоакин Феникс в роли Наполеона на кадре из фильма «Наполеон»

Хоакин Феникс в роли Наполеона на кадре из фильма «Наполеон»

«Наполеон» — эталонное кино мастера исторических драм Ридли Скотта. Привычно размашистое, пышное и громкое. Вот толпы людей бегут с криками друг на друга и застилают поля человеческими телами, вот звуки пушек разрывают барабанные перепонки, а в Аустерлицком сражении под солдатами и вовсе разверзается земля: лёд трескается, и тысячи русских тонут в ледяной воде. В перерывах между экшеном хит-парад пафоса подхватывают роскошные дворцы, французская знать в дорогих костюмах и собственно сам Наполеон: он вечно смотрит в пустоту и думает о великих делах. 

К счастью, сам Скотт — обладатель почетного именования «сэр» — по-прежнему талантливо совмещает браваду и фарс, направленный против власть имущих и любых общественных иерархий. В первой важной битве Наполеон теряет контроль и корчит лицо от ужаса. А спустя несколько сцен вступает в созависимые отношения с неверной и нелюбящей Жозефиной (Ванесса Кирби): ради неё он прерывает поход на Египет, из-за неё льёт слёзы, а в порывах особого гнева именно в неё кидается фруктами с барского стола. Большой мастер физической комедии Хоакин Феникс, словно вопреки историческому материалу, превращает своего героя в клоуна с нелепой шляпой и аномально высоким либидо.

Ванесса Кирби в роли Жозефины на кадре из фильма «Наполеон»

Ванесса Кирби в роли Жозефины на кадре из фильма «Наполеон»

Для полной деконструкции образа Наполеона здесь, однако, не хватает пары хитростей. Во-первых, отказ от дотошной стилистики Вики-фильма. Ридли Скотт может сколько угодно язвить на тему исторических допущений в картине, но он вновь предельно академично экранизирует реальные истории. Бонапарт, возможно, не палил из пушек по египетским пирамидам, зато действительно прошёл через череду политических интриг, командовал войсками в решающих сражениях, а в финале жизни отправился на остров Святой Елены.

Для размашистого кино длиной 2,5 часа в «Наполеоне» слишком много творческих задач: нужно и показать реальное становление политика, и в то же время пересобрать по кусочкам знакомый образ великой фигуры из школьных учебников. В результате предельно невыразительным беседам героя о государственных делах уделяется больше времени, чем, например, сценам нелепого секса с женой под столом в окружении слуг. К сожалению, пока что маятник клонит в сторону порядочного байопика, а не панковской деконструкции. Положение может исправить четырёхчасовая режиссёрская версия фильма, которая вот-вот выйдет на Apple TV+.

Хоакин Феникс в роли Наполеона на кадре из фильма «Наполеон»

Хоакин Феникс в роли Наполеона на кадре из фильма «Наполеон»

Другая проблема «Наполеона» — оптика. «Последняя дуэль» Ридли Скотта удачно переосмысляла рыцарские сюжеты: история была рассказана с точки зрения не только двух маскулинных вояк, но и жертвы сексуального насилия. Фильм про Бонапарта и вовсе мог бы стать бумерской версией «Присциллы» Софии Копполы — ленты о жене Элвиса Пресли, где сам музыкант лишь изредка приезжает домой, ведёт себя как свинья и снова покидает поместье ради концертов и любовных интриг. Комплексы и проблемы знаменитой фигуры в картине становятся понятнее со стороны: Элвис — обаятельный, но довольно глупый человек, который легко чувствует, что нужно людям. Если на сцене это умение делает его звездой, то в жизни приносит немало боли любимому человеку. Сценарий Дэвида Скарпы же слишком конвенциональный: истоки травм Наполеона, равно как и его внутренние переживания, объясняются всего одной фразой — «Он просто жаждал любви».

К счастью, в пессимистичном финале Скотт и Скарпа, кажется, решают отвесить хлёсткую пощечину французскому военному. В очередной раз изгнанный на богом забытый остров Наполеон выясняет, что новое поколение почти ничего не знает о его великих походах. А вскоре после того авторы выводят на экран статистику солдат, погибших во всех сражениях Бонапарта. И тем самым как бы говорят: за манией славы и победы всегда стоят колоссальные человеческие жертвы, а былые подвиги стираются из памяти людей так же легко, как надписи на песке во время шторма. Если историю пишут победители, то Наполеон, безусловно, лузер.

Текст: Владислав Шуравин
2 комментария
А
Вместо истории Личности с большой буквы получили байку про тяжелые супружеские будни придурошного диктатора. Стареющего сэра Ридли под занавес потянуло на несвежую клубничку
сходил в кино на "Наполеона", кажется весь зал выходил с кислым выражением лица. У меня было такое же. Если честно, оценка в 7 баллов - это большая щедрость. Это кино - очень долгий сумбурный винигрет с кое-как связанными сценами ""по мотивам" судьбы диктатора. Именно по мотивам, так как сие произведение стоит очень далеко от исторической правды. я бы дал 5 баллов мааксимум, и то в основлном за баталии
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?